Бизнес идеи

«Отважилась поехать в Крым на машине через новые территории»: отчет о путешествии

От летней поездки в Крым нас отговаривало все ближайшее окружение: «Обстановка накалилась, это опасно! Куда вас несет?!» А мы в ответ: «Многие ведь едут, не боятся. А мы чем хуже? Да и детям нужно перед школой оздоровиться». Хотя, признаюсь, сомнения, конечно, одолевали. Репортер «МК» на свой страх и риск попыталась доехать до полуострова по новому маршруту — по присоединенным территориям. И доехала. Насколько это рискованно, что следует взять с собой в дорогу, а чего не нужно делать в пути ни в коем случае — читайте в нашем материале.

Репортер «МК» проделала непростой путь на полуостров

Еще в начале лета я начала мониторить официальные группы в мессенджерах, посвященных проезду в реальном времени по Крымскому мосту. А после очередного его повреждения украинскими надводными дронами 17 июля я вступила и в группу, где народ делился впечатлениями проезда по альтернативному маршруту — присоединенным к России территориям.

Страшилок там было много: писали про комендантский час, до которого надо было успеть проскочить, про военные блокпосты, заторы на КПП. И это было объяснимо, ведь сухопутный коридор проходит в зоне СВО. Последней фразы достаточно для понимания ситуации.

Поэтому для тех, кто сомневается, ехать или не ехать сегодня в Крым, приведу один характерный диалог, случившийся в одной из групп. Женщина задала в чате вопрос: «Помогите принять решение: мы забронировали путевку в санатории Алушты еще зимой на август. Планируем выезд через несколько дней. У нас два грудничка. Посоветуйте, безопасно ли нам ехать».

Буквально через несколько минут один из участников обсуждения (тоже женщина) в ответ написал очень мудрое сообщение: «Раз у вас есть дети, значит, вы человек взрослый. Поэтому должны понимать главное: все, кто сегодня едет в Крым, конечно, рискуют. Не надо питать иллюзий. Вы должны сами принять решение, готовы ли вы рисковать. Ведь это же ваши дети».

В общем, мы решили рисковать.

За день до старта на автомобиле в Крым обсудили два варианта маршрута: через Крымский мост или по альтернативному сухопутному коридору. Договорились принять окончательное решение после привала и ночевки в Ростовской области, в городе Шахты. Это место находится в двух шагах от скоростной трассы на юг — М4.

В свои прежние поездки мы часто делали привал в микрорайоне Аютинский в гостевом доме. В этот раз заранее места не бронировали, позвонили туда лишь за сутки. Сотрудница гостиницы пояснила, что осталось лишь несколько двухместных номеров по цене 2700 за сутки и один 5-местный за 4000 рублей. В итоге без труда забронировали однокомнатную квартиру со всеми удобствами рядом — в соседнем микрорайоне Интернациональный по цене 2-местного номера.

Товарищ аварийный комиссар

Самые лучшие параметры выезда: со вторника по четверг с утра пораньше, до утренней пробки едущих на работу или уже после нее. Тогда и машин на шоссе будет значительно меньше, чем в остальные дни и часы. И к месту остановки-ночевки вы прибудете засветло.

И не забудьте накануне путешествия загнать своего железного коня в автосервис на техосмотр: береженого бог бережет. А еще заранее скачать офлайн-карты ДНР, Запорожской и Херсонской областей на случай, если вдруг выберете второй вариант следования.

Мы скачали заранее. Обязательно возьмите наличные деньги. Система оплаты картой на заправке, в магазине, кафе может дать сбой в любой момент.

Как обычно, мы взяли в дорогу стандартный, выверенный годами «джентльменский» набор: аптечка с лекарствами (для каждого — свои), две пятилитровые канистры: одна — с питьевой водой, вторая — с водой из-под крана, антибактериальные салфетки, нож, орехи, сухофрукты, сырокопченая колбаса, твердый сыр, два литровых термоса, имбирь, куркума, красный жгучий перец в порошке (для добавления в чай, чтобы стимулировать иммунитет). Стартовали втроем из Москвы в четверг, 3 августа, в 8.30 утра.

До Воронежской области шли по графику со средней скоростью 90–110 км в час по свободной трассе М4. К обеду датчик в салоне уже показывал 33 градуса за бортом.

В районе Верхнего Мамона Воронежской области случилась неприятность. Вначале загорелась лампочка контроля топлива, и через минуту наш «Ниссан Х-Трейл» начал внезапно останавливаться. Буквально на последних оборотах мы дотянули до обочины и встали.

Спасибо информационным щитам на нашем пути — они периодически напоминали, что нужно делать в случае появления проблемы: остановиться и вызвать аварийного комиссара по единому номеру *2323. Такой услугой мы пользовались впервые, и она работает.

Оператор ответила, что все комиссары сейчас заняты. Но через полчаса точно помощь придет. Пока ждали, испытали неприятные ощущения: вокруг пекло солнце, а мы сидели в «железной коробке», как в западне. Салон раскалился. Рядом проносились авто, и машину от завихрений воздуха потряхивало.

Когда стало невыносимо, решили спрятаться в ближайших кустах. Но для этого пришлось преодолеть дорожное заграждение. Комиссара ждали чуть больше получаса. Его появление мы восприняли как внезапный прохладный дождь в пустыне. «А вы у меня третьи с такой проблемой за сегодня», — с ходу заявил долгожданный спаситель Сергей и залил в наш бензобак 10 литров 95-го по цене 56 рублей за литр. Мы были счастливы.

А Сергей дал совет на будущее: «Если едете в жару, не ждите, когда загорится лампочка. Датчики ведь тоже «сходят с ума». Лучше ориентируйтесь по стрелке показателя топлива.

Если приближается к минимуму, ищите ближайшую заправку. А перед выездом в дальнее путешествие обязательно замените в авто воздушный фильтр. Летом он быстро забивается пылью и насекомыми. А это влияет на расход топлива».

Следующая часть пути прошла без происшествий. Но из-за потери времени (с учетом остановки еще и на перекус) в Шахты мы въехали, когда прилично стемнело. На юге вечереет рано.

Привал в Шахтах

За ночь мы прекрасно восстановились. Кстати, не забудьте заранее подключить на телефоне тариф, действующий на полуострове. Я подключила уже в Шахтах.

Хозяйка квартиры сказала, что вчера здесь ночевала семья, возвращавшаяся из Крыма. Все были веселые и отдохнувшие. Я подумала, это добрый знак.

Как только проснулись первые петухи, я вышла в город. Колесила несколько часов. Старалась поговорить с каждым, кто встретился на моем пути. «А в Крым ростовчане боятся ездить?» — спрашиваю у местной жительницы Оксаны. «Да кто как. У меня родственница с семьей ехала в июле по Крымскому мосту в тот момент, когда его атаковали. Она рассказывала, как все они в затор попали. А сотрудники спецслужб делали обход, отбирали регистраторы у водителей и заставляли пассажиров удалять «лишние» фото на телефонах, — разговорилась Оксана. — Мне-то в Крым незачем. У нас на Дону можно прекрасно загореть и поплавать. Здесь спокойнее».

В аптеке продавщица поделилась наблюдением: «Обычно каждый год сюда народ заезжает за пилюлями, кто на полуостров едет, кто в обратную сторону. Мы ж рядышком с трассой. Но в этом году «крымских» посетителей вообще не было. Вы первая. Вчера из Анапы семья возвращалась с ротавирусом. Накупили у нас лекарств целый мешок».

В продуктовом магазине продавщица сидела за прилавком и что-то старательно писала на листочке. Я поинтересовалась, что она пишет: «Молитвы пишу. У нас же большая группа здесь — пока примерно 500 человек. Но народ каждый день прибывает. Мы формируем посылки в зону СВО. В каждую кладем листочек с молитвой. А по выходным готовим еду на передовую: печем пирожки, парим-варим для наших защитников что-то вкусное. Душа болит за парней. Пусть почувствуют наше тепло. Легче ».

У магазина с уютным названием «Ромашка» слева от входа стояли старушки. Каждая что-то продавала из своего огорода. Я подошла и стала набирать розовые помидоры в дорогу по смешной цене — 30 рублей за кило — со словами: «В Крым едем, а дорога неблизкая». Бабушка сочувственно, по-доброму посмотрела на меня, вздохнула и тихо пожелала: «Помоги вам Господь!»

«На обочинах не останавливаться»

Здесь будут сухие, дисциплинированные строчки. Потому что эта дорога идет через регионы, где действует военное положение.

В порядке исключения для удобства таких путешественников, как мы, комендантский час сняли только на этой трассе до особого распоряжения. Да, на обочине нам встретились несколько информационных табличек, где было написано: «Внимание! На обочинах не останавливаться. Заминировано. Стреляют».

Необходимо держать в уме, что севернее, в каких-то 150 километрах, идут бои. Да, встречается много блокпостов, но тщательно проверяют документы и осматривают машины только на двух: в начале маршрута на КПП «Новоазовск–Весело-Вознесенка» и в конце — на КПП «Джанкой». Нужно будет показать паспорта и свидетельства рождения на детей. На обоих КПП задержка была в пределах получаса.

Военной техники попадается много в обе стороны, в том числе «Уралов» и «КамАЗов». На пути встретились установка «Град» и даже танк. В небе увидели несколько вертолетов и военный самолет. Все они следовали на низких высотах.

На трассе есть военная полиция и комендатура. Так что держите документы под рукой. На блокпостах движение реверсивное. На промежуточных блокпостах нас практически не останавливали. На отдельных — максимум притормаживали, чтобы заглянуть тебе в глаза и внутрь салона. Многие водители вручают проверяющим «гостинцы»: воду, хорошие сигареты, печенье и т.п. Ребята берут, улыбаются, благодарят. Но специально никто не просит. Не положено.

Итак, опорные точки маршрута: Таганрог — Новоазовск — Мариуполь — Бердянск — Приморск — Мелитополь — Джанкой. Длина пути — порядка 400 км. Скорость прохождения с учетом торможения на блокпостах — 6–7 часов. Покрытие дороги отличное. Кое-где встречается слабая разметка. Поэтому, если вздумаете проходить сухопутный маршрут ночью, не везде будет комфортно.

Камер контроля скорости здесь нет, поэтому мы двигались со средней скоростью 100–120 км/ч. ОСАГО и каско до Нового года на трассе не действуют. Так что если вас где-то зацепят, примите это как данность.

Попутных машин было мало, встречались фуры, мы их обгоняли по встречке. Кстати, о заправках. Через несколько часов после выезда из Шахт мы заправились до полного бака, не доезжая до первого КПП. Так спокойнее. Топлива хватило на весь маршрут до въезда в Херсонскую область. Но если вы пролетели заправку — не беда. По дороге они встречаются каждые 50–70 км. Некоторые даже подряд.

Интернет пропал вскоре после прохода новоазовского КПП. Примерно в том самом месте, где слева от трассы расположен пункт оказания первой помощи с рядами больших палаток. До Чонгара мы двигались по офлайн-картам. Сотовая связь работала практически везде.

Если вы проголодались, можно перекусить в ресторанах и кафешках в Мариуполе, Мелитополе, Бердянске. Последние два города дорога пересекает с краю, поэтому заезд туда нужно запланировать заранее. В этих же пунктах можно остановиться на ночь в гостиницах. Цены на питание и ночлег совсем небольшие.

Город с подбитым крылом

Больше года прошло, как в Мариуполе стихли бои. В воздухе стоял запах фруктов из заброшенных садов, что на окраинах в частном секторе. Улицы были забиты военными машинами разного назначения. Они стояли на обочинах и перемещались по дорогам в потоке среди легковушек.

Мы остановились в Левобережном районе, на улице Мерзляка, у одного из строений с огромной обугленной дырой в стене. Покореженные ворота свесились во двор. А на земле лежали книги вперемешку с тряпьем и ботинками. Рядом — ряды высоких арок, «по уши» заросшие травой и усыпанные гроздьями винограда. Он светился на солнце. И казалось, что внутри плодов, как на рентгене, были видны косточки.

Поодаль стояло дерево. Его ветки, увешанные большими бордовыми грушами, гнулись к земле. Они блестели боками, но их некому было есть. Кто здесь жил? Сажал все это? И где эти люди сейчас?

Я смотрела на заброшенные дома, застывшие во времени. Они были похожи на тяжелораненного, которому так плохо, что нет сил попросить о помощи. Эти сгустки беды еще долго будут растворяться во времени, задевая каждого, кто придет сюда. Но раны когда-то затянутся, и все вернется к жизни.

На одной из калиток заметила надпись белой краской «Здесь живут люди» — как будто подул свежий ветерок. Земля во дворе была ухожена, цвели подсолнухи и тыквы. Вдалеке копошилась в земле женщина в белом платке. Мне показалось, она спиливала сухие, поврежденные ветки с плодового дерева, а потом ломала их на мелкие кусочки. Движения у нее были решительные и быстрые, как будто своими руками она рвала прошлое время на кусочки.

Вспомнились строчки поэта Дмитрия Мельникова, посвященные погибшим бойцам, освобождавшим Мариуполь: «Напиши мне потом, как живому, письмо, но про счастье пиши, не про горе. Напиши мне о том, что ты видишь в окно бесконечное синее море. Я ломал это время руками, как сталь, целовал его в черные губы, напиши про любовь, не пиши про печаль, напиши, что я взял Мариуполь».

Потом мы ехали по проспекту Ленина. Люди шли по своим делам, работали светофоры, магазины и кафе. Мы уступили дорогу, съезжающему влево военному «Уралу». И водитель поднятой в приветствии рукой поблагодарил в ответ. За окном мелькали обугленные многоэтажки. На некоторых висели строительные люльки с рабочими. Увидела на контрасте чистенький, как новенький, 9-этажный дом. Лишь на последнем этаже на месте окна одной из квартир зияла черная дыра: сюда попал снаряд.

Потом мы ехали по временному сооружению через реку Кальмиус. Слева висели ошметки разбитого старого моста, справа строили новый. Когда проезжали мимо вновь отстроенного красивого микрорайона Мариуполя, появилась уверенность в завтрашнем дне. Высокие белые многоэтажки смотрелись празднично на фоне бездонного синего неба.

Когда покинули город, впечатления сменились. Военных машин в обе стороны было так много, что к ним быстро привыкли. Вот на обочине бойцы ремонтируют БТР, а вот слева идет колонна автобусов, сопровождаемая патрульной машиной ГИБДД с мигалками. С обеих сторон на обочинах встречалась сгоревшая техника: то ли военная, то ли гражданская — с ходу понять трудно. По обеим сторонам периодически встречались ряды оборонительных линий, уходящих к горизонту.

КПП в Чонгаре прошли за 20 минут. Там работают серьезные ребята-психологи: мужчины и женщины с внимательными, пронзительными, как рентген, взглядами. Они пытаются тебя разговорить, шутят, улыбаются, но в глубине их глаз застыла предельная и жесткая серьезность. Я спросила сотрудника, досматривающего наше авто зеркалом с длинной ручкой: «Спокойно у вас тут?» Он загадочно закатил глаза: «Шесть часов назад что-то прилетало. Где-то там сбили», — махнул рукой в сторону и широко улыбнулся на прощание: «Счастливой вам дороги!»

***

После КПП в Чонгаре дорога пошла кочками. Но это было совсем не важно. От чувств распирало. В Крыму! Добрались! Мы ехали по Херсонщине, по трясучей дороге и радовались.

Но наш путь лежал в южную часть полуострова, там уже ждали любимые люди. На месте были к полуночи. А утром было море, непривычные для августовского сезона полупустые пляжи, набережная с мороженым и кафешками.

Ближе к вечеру стало оживленнее. Солнце уже не так шпарило. И на пляж потянулись любители вечернего купания.

По мне, так нет ничего прекрасней, чем доехать перед заходом солнца до мыса Меганом и забраться повыше на гору. А там уже расчехлить саксофон (да-да, я всегда беру его с собой) и сыграть на нем свой любимый «Маленький цветок», глядя на красный заходящий шар. Я это сделала. Под эту мелодию обычно признаются в любви или расстаются навсегда.

Кнопка «Наверх»