Бизнес идеи

Польша закрыла последний КПП для российских фур: очереди выросли на десятки километров

Еще одной дорогой в Европу у России стало меньше. На границе с Белоруссией  Польша закрыла последний погранпереход для грузового транспорта — КПП Кукурыки — Козловичи. Вереницы тяжелых самосвалов со стороны Польши вытянулись на 50-60 километров. Теперь большегрузы из России не смогут попасть в Европу.  Как усложнится транспортная логистика в связи с решением Варшавы?

Импортные товары подорожают еще больше


  Нужно сказать, что  для нашего грузового транспорта прямая дорога в страны ЕС оказалась закрыта еще год назад, в результате обширных экономических санкций. Однако поток товаров шел: обычно фуры останавливались на польско-белорусской границе, там шла перецепка прицепов или перевалка грузов — и дальше их везли уже европейские перевозчики. И наоборот – если товары поступали из Европы.

   Как известно, из-за торговых войн импорт в Россию из стран ЕС в последнее время сократился на 40-50%. Мы покупаем, в основном, лекарства и медицинское оборудование, некоторые промышленные изделия. Из Москвы в Старый Свет тоже идет поток грузов -– как правило, урожай зерновых культур и минеральные удобрения. 

По мнению экспертов, закрытие последнего КПП на белорусско-польской границе это, конечно, плохо, но не катастрофично. По пути в Европу и обратно свет клином на «польском коридоре» не сошелся. Есть другие транспортные возможности поддерживать торговые отношения со странами Евросоюза. Например, через Калининградскую область и ту же Белоруссию.

Сейчас уже ясно, что в связи с переориентацией потоков стоимость фрахта транспортных средств в Эстонии, Латвии и Литве увеличится примерно на 15-25%. Как поднимется и розничная цена перевозимых товаров. Однако отечественные аналитики утверждают, что Прибалтика дополнительную транспортную нагрузку выдержит. Такой она была до 2021 года, когда на Москву стали накладывать новые экономически ограничения.  

Ситуация может ухудшиться, если печальному примеру Варшавы последуют и балтийские государства. Возьмут – и закроют для нас (и белорусов) свои погранпереходы. Ведь в действиях европейских властей нет никакой экономической целесообразности, их поступки диктует политические резоны. Скажет Брюссель прибалтам «низзя» — и останется Россия отрезанной от Европы, как айсберг в океане.

Хотя нет, на этот случай имеется последняя возможность: южная граница, через Турцию. Это уже план «Б» в сфере поиска логистических путей. Но он у властей есть и вполне реальный. Хотя и с дополнительными издержками. Стоимость маршрута увеличится на 50-70 %, а сроки  доставки товаров могут вырасти до 30-35 дней.

— Из Италии в Турцию налажена паромная переправа, товары из Европы смогут попадать в нашу  страну таким путем, — рассказал «МК» Богдан Антоненко, председатель правления Объединенной ассоциации перевозчиков. 

— А сможет выдержать транспортная инфраструктура Турции после такого сильного землетрясения?

— Импорт из ЕС сильно сократился, это не миллионы тонн грузов. К тому же, стихийное бедствие затронуло, в основном, южную часть страны. А паромные переправы в Россию из Стамбула и Самсуна находятся на севере. Там же расположены логистические комплексы и хабы, работающие с российскими партнерами. Конечно, увеличится стоимость заключаемых контрактов и сроки на доставку товаров, количество пунктов перевалки. Все это увеличивает нагрузку и следует готовиться к определенным финансовым потерям.

— Ваши перевозчики видят еще какие-то изменения в товарообороте со странами ЕС?

— Да, можно сказать, что такие отношения поддерживаются. Например, постепенно расширяется группа товаров, которая регламентирована правительством и которая разрешена к ввозу по параллельному импорту. В частности, оживились поставки запчастей к импортным автомобилям.

— В целом, решение Польши о закрытии «дороги на Европу» для наших большегрузов сильно ударит по транспортным компаниям?

— Изменение логистики увеличит затраты. Одно дело ехать через Польшу, другое – делать крюк через другие страны, где свои платные дороги, расценки, свой «устав». Но мы готовимся к любым неожиданностям.

О том, как транспортный коллапс скажется на потребителях, мы спросили Тараса Коваля, эксперта в области транспорта и логистики.

— Пока оценивать последствия очень сложно. Поляки воспользовались своим географическим положением и добавили новые санкции к тем, которые уже есть. По сути, они перекрыли движение тем товарам, которые по-прежнему разрешено ввозить и вывозить. Они очень жестко действуют.

— Кто больше пострадает от закрытия пропускного пункта?

— Наверное, все стороны: и европейцы, и белорусы, и мы. В первую очередь, с точки зрения товарополучателей и товароотправителей, пострадает Россия. Белорусские логистические компании также ощутят на себе негативные последствия этого запрета.

— Но есть же другие КПП. Логистика не будет заморожена на сто процентов?

— Конечно, нет. Остается, например, пропускной пункт на границе с Латвией. Проблема в том, что его пропускная способность значительно меньше. И, учитывая напряженную политическую ситуацию, не удивлюсь, если латыши последуют примеру поляков и рассмотрят вопрос закрытия КПП Бурачки/Терехово. Логистика будет идти медленно, но не остановится.

Кнопка «Наверх»