Правкомиссия одобрила эксперимент по дистанционной продаже вина через «Почту России»
Законодательные акты, разрешающие протестировать онлайн-продажу вина через «Почту России», получили одобрение правкомиссии. Пилот планируется запустить с 1 ноября в двух регионах — Москве и Подмосковье, следует из документа
Правительственная комиссия по законопроектной деятельности в понедельник, 3 апреля, одобрила разработанные Минфином законопроекты, которые разрешают протестировать интернет-продажу произведенного в России вина через «Почту России». Об этом РБК сообщили в пресс-службах правительства и Минфина.
Одобрение правкомиссии означает, что законодательные акты, утверждающие в России начало и правила эксперимента по дистанционной продаже российского вина, близки к внесению на рассмотрение в Госдуму. Но перед внесением в Госдуму документ будет рассмотрен на правительственном заседании, добавил представитель Минфина. Информации о дате заседания пока нет.
Продажа алкогольной продукции дистанционным способом в России запрещена с 2007 года. Регуляторные изменения — законопроект о проведении эксперимента по дистанционной продаже вина через инфраструктуру «Почты России» и документ-спутник с поправками в закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта…» — Минфин подготовил после поручения президента Владимира Путина, данного в апреле 2021 года. Ранее ведомство уже готовило законопроект, который позволил бы начать онлайн-продажу алкоголя еще в 2020 году, но тогда инициатива не была реализована — против нее, в частности, выступили Минздрав и МВД.
Страны ЕАЭС увидели дискриминацию в планах России по онлайн-продаже вина
Бизнес
Как будет проходить эксперимент
Исходя из последней версии текста законопроекта (есть в распоряжении РБК), эксперимент пройдет с 1 ноября 2023-го по 31 июля 2026 года. Покупать вино дистанционно в рамках пилотного проекта смогут пока только жители двух регионов — Москвы и Подмосковья. Но в ходе пилота правительство может расширить территорию его применения. Например, сообщалось, что Минсельхоз уже предлагал включить в него Петербург, а также Ленинградскую и Нижегородскую области.
В рамках готовящегося эксперимента будет разрешена онлайн-торговля только российским тихим, игристым и крепленым вином (произведенным из выращенного на территории России винограда) на специальном сайте «Почты России». Список производителей, которые смогут стать участниками эксперимента, должен составить Минсельхоз.
Эксперт винодельческого рынка и экс-президент Союза виноградарей и виноделов России Леонид Попович отмечает, что бизнес не участвовал в консультациях по последней версии законопроекта, но участники рынка «боролись за возможность дистанционных продаж несколько лет» и поддерживают эту инициативу. Впрочем, по словам Поповича, пока непонятно, какие предприятия и из каких регионов смогут участвовать в эксперименте.
Винодел и основатель семейных предприятий «Николаев и сыновья» и «Долина Лефкадия» Михаил Николаев соглашается, что любая дистанционная продажа может улучшить предложение и поддержать покупателя и производителя. Однако он считает неверным решение о введении единого оператора винной дистанционной торговли.
Предприниматель убежден, что виноделам законодательно должны быть разрешены продажи с винодельни. «Для нас важнее продавать вино напрямую покупателю, розничному или оптовому, как это делают во всем мире без посредников — операторов или дистрибьюторов», — заключает он.
Ранее дискриминационные условия в устройстве эксперимента усмотрел и регулятор Евразийского экономического союза (ЕАЭС): по его мнению, условия по продаже только российского вина противоречат договору союза и дискриминируют интересы входящих в него стран (помимо России это Армения, Белоруссия, Казахстан и Киргизия). Позднее Минэкономразвития обратилось к Минфину с предложением убрать отсылку по поводу происхождения вина.