Инвестиции

Результаты применения регионами ценовой зоны теплоснабжения по методу «альтернативной котельной»

Автор — Шаркова Антонина Васильевна
 профессор д.э.н.
руководитель Департамента отраслевых рынков
Факультета экономики и бизнеса
Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

Федеральным законом № 279 от 29 июля 2017 г. «О внесении изменений в Федеральный закон „О теплоснабжении“…» предусматривается определение ценовых зон теплоснабжения, в которых государственное регулирование осуществляется путем установления предельных уровней цен на тепловую энергию для конечного потребителя. Данный закон стал правовой основой для внедрения метода «альтернативной котельной», построенного на новом принципе установления тарифов на теплоснабжение – предельной цене на длительный период .«Альтернативная котельная» — это неофициальное название новой модели рынка тепла, внедряемой в городах и населённых пунктах Российской Федерации, целью которой является определение единой справедливой цены на тепловую энергию, исходя из подхода более дешевого для потребителей способа получения тепла: централизованное теплоснабжение или строительство собственного источника тепла. Ценовые зоны теплоснабжения – это населённые пункты, городские округа, в которых цены на тепловую энергию для потребителей, поставляемую единой теплоснабжающей организацией (ЕТО), ограничены предельным уровнем. Метод «альтернативной котельной» предусматривает отказ от государственного регулирования тарифов организаций: производителей тепловой энергии, сетевых компаний и теплоснабжающих организаций. Вместо этого конечная цена на тепловую энергию будет устанавливаться по соглашению сторон, но не выше предельного уровня, установленного на несколько лет и контролируемого государством. Данный метод подразумевает переход от регулирования тарифов на тепло уполномоченными органами на местном уровне. Для потребителей будет установлен максимальный (предельно допустимый) уровень цен. В крупных городах будут определены единые теплоснабжающие организации (ЕТО), которым и будут утверждаться «альтернативные тарифы». От ЕТО будет зависеть вся система ценообразования. Такой подход также нацелен на привлечение инвестиций и создание конкурентной среды в сфере теплоснабжения.

Проще говоря, метод «альтернативной котельной» — это формула, определяющая предельную стоимость тепловой энергии:

•       выше которой ЕТО не может продавать тепло потребителям;

•        в пределах которой ЕТО будут определять цены с поставщиками по соглашению сторон, без участия государства;

Метод «альтернативной котельной» применяется только на территориях ценовых зон теплоснабжения.

.   В результате применения данного принципа единая теплоснабжающая организация (ЕТО) получит возможность применять долгосрочный тариф, взяв на себя инвестиционные обязательства об исполнении схемы теплоснабжения.

Территориями внедрения метода «альтернативной котельной» стали Алтайский край, Новосибирская область, Ульяновская область и др.

2) Правительство РФ утвердило переход Новосибирска на тарифообразование по модели альтернативной котельной (отнесение к ценовой зоне теплоснабжения), о котором ранее просили власти города и области.

«Отнести муниципальное образование городской округ — город Новосибирск Новосибирской области к ценовой зоне теплоснабжения»,— говорится в Распоряжении  от 21 января 2022 г. №55-р. Он был подписан премьер-министром Михаилом Мишустиным , опубликован на официальном портале правовой информации 24 января.

Подписанное мэрией Новосибирска и губернатором Новосибирской области соглашение о переходе на модель альткотельной было направлено в федеральное правительство осенью 2021 года. Новая схема тарифообразования предполагает, что услуги «Сибирской генерирующей компании» (СГК, входит в СУЭК) ежегодно будут дорожать на индекс потребительских цен (ИПЦ) +2,9%. Заместитель гендиректора СГК Андрей Колмаков уточнял, что в случае отнесения города к ценовой зоне теплоснабжения новые тарифы начнут действовать с 1 июля 2022 года.

Опыт российских городов

3) Глава комиссии по городскому хозяйству горсовета Новосибирска Игорь Кудин рассказал, что в горсовете было проведено заседание по изучению опыта других городов по переходу в ценовую зону. Особо депутатов интересовал опыт Красноярска, как сопоставимого по числу жителей города-миллионника.

В Красноярске решение о переходе в ценовую зону принимали около года сделали вывод, что другого выхода решить проблему изношенных теплосетей нет.

В пресс-службе муниципалитета отметили: «Главным фактором стало то, что к моменту увеличения тарифа большой объем работ уже будет произведен, соответственно, жители Красноярска увидят положительный результат. Процент износа теплосетей должен снижаться с каждым годом по мере исполнения плановых показателей десятилетней инвестиционной программы». «Несколько лет назад нормой реконструкции и капитального ремонта было переложение 1,5-2 км тепловых сетей в год, после перехода в ценовую зону и опережающих инвестиций объем ремонтов в прошлом году увеличился до 34 км сетей, а в текущем — будет переложен 61 км, — констатировали в пресс-службе администрации Красноярска.

Также в 2020 году по новой схеме тали работать Барнаул, Ульяновск, Оренбург, в 2021 году — Пенза, Самара, Чебоксары, Владимир, Прокопьевск, Канск, Бийск. В следующем году планируется переход еще нескольких городов.

В Барнауле тариф за 2020 год для части потребителей был снижен на 41%. За 2 года количество отключенных из-за порывов потребителей сократилось с 389 тыс. до 253 тыс. человек. СГК инвестировала больше 2,3 млрд руб. (без НДС) в реконструкцию теплоснабжения Барнаула. .

Переход в 2020 году в ценовую зону стал эффективным и для Ульяновска: снизилось количество повреждений на тепловых сетях, в ближайшем будущем энергетики обещают сократить и технологические потери с 16% до 13%. Планируется перевод города на закрытую систему горячего теплоснабжения, предполагающей меньший расход топлива на производство тепла. Рост тарифа в Ульяновске в прошлом году оказался одним из самых низких для центрального теплоснабжения — в среднем на 2,3%, а для половины населения – на 0,5%.

В Самаре планируется замена свыше 300 км всех трубопроводов города, модернизация почти всего самарского теплового узла. Общий износ коммуникаций снизится со 72% до 57%. В период 2020-2034 годов  планируется вложение  29,8 млрд руб. (с НДС) в теплоснабжение.

Что думают эксперты?

Эксперты отмечают необходимость слаженной работы и совместных усилий теплоэнергетиков и муниципальных и региональных властей. Эффективность данной модели планируется увидеть в течение нескольких лет после перехода города в ценовую зону. Заместитель гендиректора ПАО «Т Плюс» по коммерции и развитию Александр Вилесов подчеркнул: «Чтобы достичь нужных темпов модернизации, единая теплоснабжающая организация инвестирует дополнительные средства, учитывая при этом гарантию возврата денежных средств и исключая непредсказуемость регулятора». Сергей Бухаров, независимый эксперт по теплоэнергетике, отрицает возможность модернизации теплосетей за только счет инвестиций со стороны теплоснабжающей организации: «Всякий инвестор рассчитывает на возврат средств, а инвестиции без обеспечения возврата — это благотворительность, — комментирует эксперт. — Тарифное регулирование не дает гарантий возврата инвестиций. Я за свой более чем 20-летний опыт занятий тарифным регулированием знаю достаточное случаев, когда решение по установлению обещанных тарифов пересматривались, при этом в отдельных случаях компания могла уже прокредитоваться, заключить договора с подрядчиками, оплатить выполненные работы».

Все обязательства, принятые в программе, будут закреплены в схеме теплоснабжения города и Соглашении о реализации схемы теплоснабжения: документе, подписываемом муниципалитетом и единой теплоснабжающей организации. Исполнение обязательств  и уровень качества теплоснабжения будут контролировать Минэнерго РФ и региональные власти. «В соответствии с законодательством при переходе муниципалитета в ценовую зону теплоснабжения единая теплоснабжающая организация обязана обеспечивать оговоренный в соглашении с властями уровень качества теплоснабжения и его надежность», — отмечает  Екатерина Степина, директор по тарифообразованию СГК.

Акцентируется внимание на необходимости комплексной модернизации всего централизованного теплоснабжения, согласованности ремонтных работ с графиками дорожных работ, синхронизированной комплексной работы теплоэнергетиков и властей, а также контроля за всеми этапами работы. Илья Долматов, директор Института экономики и регулирования инфраструктурных отраслей НИУ ВШЭ, комментирует: «При отсутствии вовлеченности и должного контроля со стороны органов власти над процессом создания и корректировки схемы теплоснабжения баланс интересов может быть нарушен».

Игорь Кудин отметил: «Замглавы администрации Красноярска рекомендовал создание некоего штаба контроля, который мог бы контролировать и синхронизировать процессы, — рассказал Кудин. — В Новосибирске обсуждалась идея создания общественного совета при мэрии или иного органа, контролирующая функция которого была бы прозрачна и понятна для горожан, чтобы сюда можно было бы адресовать вопросы по работе подрядчиков, стоимости или срокам работ».

  1. В. Е. Лукьяненко, К. Н. Павлов, Метод «альтернативной котельной», структура договорно-хозяйственных связей и взаимосвязь этих понятий с конкуренцией, качеством и надежностью теплоснабжения// НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ОБРАЗОВАНИЯ № 1 (91) 2020, январь-февраль;
  2. Интернет  ресус: https://ustekchel.ru/vazhno-znat/altkotelnaya/ (Дата обращения 11.03. 2022);
  3. Интернет ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/5181553 (Дата обращения 11.03. 2022);
  4. АиФ 25.11.2021 https://nsk.aif.ru/society/cenovaya_zona_teplosnabzheniya_plany_novosibirska_i_opyt_drugih_gorodov (Дата обращения 11.03. 2022);
  5. Министерство  энергетики РФ: https://minenergo.gov.ru/ (Дата обращения 11.03. 2022).

www.otsenk.ru — управленческий учёт и оценка собственности, инвестиционный консалтинг, оспаривание кадастровой стоимости, судебная экспертиза, рецензирование судебных экспертиз

www.esm-invest.com — публикация научный статей, аналитических материалов и новостей

www.cepes-invest.com  — сервис онлайн-оценки недвижимости АФОС

Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликацииПодписаться

По материалам

Кнопка «Наверх»