Бизнес идеи

Российским нефтяникам доплатят за дешевый бензин на АЗС

Запрет на экспорт нефтепродуктов из России, введенный в конце сентября, частично отменен. Более того, добывающим компаниям вернули компенсации, регулирующие их доходы от экспортных поставок топлива и стабильные цены горючего на внутреннем рынке. Таким образом, государство собирается не допустить повышения стоимости бензина и дизеля на отечественных АЗС. Правда, дополнительными поступлениями от ранее введенного ужесточения фискальной политики в отношении сырьевого сектора федеральному бюджету теперь придется поступиться.

Сырьевым компаниям вернули компенсацию за потери от топливного экспорта

Мораторий на зарубежные поставки российского топлива не просуществовал и месяца: в двадцатых числах сентября правительство о запрете этого вида экспорта, но после нескольких встреч вице-премьера Александра Новака с руководителями отраслевых гигантов, позиция государств поменялась. Производителям разрешили поставлять в морские порты дизельное топливо, всегда наиболее востребованное импортерами, по трубопроводам, взяв с них слово, что на внутренний рынок будет идти не менее половины от общего объема выпуска. Для поставщиков нефтепродуктов, у которых нет собственных перерабатывающих мощностей, ввели заградительную пошлину в размере 50 тыс. рублей за тонну.

Впрочем, главным подарком для сырьевых корпораций стало возобновление государственных выплат, касающихся экспорта углеводородов и ценовой конъюнктуры на розничном рынке страны. До середины этого года нефтяники, экспортирующие большие объемы «черного золота», и способные увеличивать свою выручку за счет повышения мировых цен на энергоресурсы, получали от государства так называемый демпфер: компенсацию за сохранение стабильных внутренних цен на горючее. Таким образом, чиновники пытались не допустить существенного повышения цен в бензиновой рознице и сохранить нефтяникам прибыль, которую они могли бы получить за счет увеличения зарубежных продаж. Введенная ранее корректировка фискального механизма, по сути, сократила выплаты по топливному демпферу на 50%. За счет такого налогового маневра, как прогнозировали представители экономического блока правительства, государство могло бы получать до 50 млрд рублей в месяц.

Но такой маневр не сработал: биржевые котировки готового топлива продолжили расти, а ряд крупных потребителей горючего, в частности, аграрные хозяйства, заявили о возможном риске повышении цен на продовольственные товары из-за увлечения транспортных и других энергетических затрат. «На фоне таких претензий и началось перетягивание бюджетного одеяла», — объясняет главный научный сотрудник Института экономики РАН Игорь Николаев. Нефтяники попытались оспорить невыгодное для себя налоговое решение государства, а отраслевым чиновникам пришлось задуматься о восстановлении компенсационных выплат добывающим компаниям, которым принадлежат важнейшие перерабатывающие комплексы страны.

«Скорее всего, очередное решение правительства, касающееся обеспечения внутреннего рынка доступным по ценам топливом, не станет последним» — уверен руководитель частной региональной заправочной сети Сергей Виноградов. Менее месяца назад чиновники винили в ценовом разгоне владельцев независимых АЗС, которые якобы скупали бензин на бирже, повышая таким образом общую рыночную стоимость горючего, а потом продавали купленные у НПЗ продукты за рубеж с двукратной прибылью. Государство объявило о борьбе с «серым» экспортом нефтепродуктов. Однако заправочные станции, не входящие в структуру добывающих холдингов, все равно остаются передаточным звеном поставок горючего от производителя к потребителям — не только, к рядовым автовладельцам, но и к фермерским коллективам или небольшим производственным предприятиям. «Такие покупатели используют нефтепродукты для собственных нужд, даже не подозревая о возможности «серого» экспорта, — утверждает Виноградов, — С точки зрения макроэкономики, шаг государства навстречу нефтедобывающим корпорациям является абсолютно верны. Но для периферийных, а тем более районных потребителей бензина и дизеля, это решение правительства не станет оздоровительным бальзамом. Тарифы топлива на локальных заправках будет повышаться (ведь они не участвуют в демпферных схемах), что скажется на росте себестоимости готовых, в том числе продовольственных товаров на местах».

Кнопка «Наверх»