Инвестиции

Власти обсудят рост штрафов для отправителей грузов по железной дороге


Участники рынка, наоборот, предлагают ужесточить правила для РЖД

Власти предложили в пять раз поднять штрафы для отправителей грузов по железной дороге

Власти рассматривают повышение в 5 раз штрафов для владельцев грузов и перевозчиков за невыполнение заявок на перевозку. РЖД связывают актуальность штрафа, размер которого не менялся с 1998-го, с переориентацией грузов на Восток



РЖД




RU000A0JXN05




₽1 019,25


+0,13%



Купить



Globaltrans




GLTR




₽346,3


+3,48%



Купить



Трансконтейнер




RU000A100YE6




₽1 011,5


+0,45%



Купить
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Власти готовят изменения в устав железнодорожного транспорта, утверждаемый федеральным законом, чтобы повысить штраф за невыполнение перевозчиком или грузоотправителем заявки, принятой РЖД на перевозку грузов. Сейчас он составляет 10 руб. за каждую непогруженную тонну груза и от 50 до 200 руб. за непогруженный контейнер. Обсуждается увеличение штрафа в пять раз.

Это следует из писем директора департамента транспорта правительства Анатолия Мещерякова и замглавы Минтранса Валентина Иванова, которые они направили в Минэкономразвития, Минфин, Минэнерго, Минпромторг, Минюст и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) в январе 2023 года. У РБК есть копия переписки, ее подлинность подтвердили два собеседника в транспортных компаниях. Чиновники попросили ведомства согласовать законопроект, который вносит соответствующие изменения.

Минфин «концептуально» поддерживает инициативу по повышению штрафов, сообщил РБК представитель ведомства. В Минтрансе и Минпромторге отказались от комментариев. РБК направил запросы в пресс-службы Минэкономразвития, Минэнерго, Минюста, ФАС, а также представителю первого вице-премьера Андрея Белоусова (курирует транспортную отрасль и возглавляет совет директоров РЖД).

Устав железнодорожного транспорта в статусе федерального закона вступил в силу в 2003 году, когда на базе Министерства путей сообщения было образована компания РЖД. Документ регулирует отношения между железными дорогами, грузоотправителями, грузополучателями и перевозчиками.

Почему штрафы предлагают поднять в пять раз

По уставу железнодорожного транспорта для перевозки грузов отправитель представляет перевозчику заявку, в которой указаны количество вагонов и тонн груза, станции назначения и другие сведения. Если перевозчик считает возможным выполнение заявки, он отправляет ее на согласование владельцу инфраструктуры (в большинстве случаев — РЖД). Грузоотправитель и перевозчик штрафуются, если отказываются работать по уже согласованной заявке (не поставлен или не принят груз).

Размер штрафов не менялся с момента принятия устава, то есть почти 20 лет, указано в пояснительной записке к законопроекту об изменении устава, который подготовил председатель комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов. С учетом уровня накопленной с 2003 года инфляции (более 500%) размер штрафа для перевозчиков и грузоотправителей, согласно законопроекту, должен быть увеличен в пять раз.

После начала военной спецоперации на Украине 24 февраля 2022 года и введения против России международных санкций многие экспортеры были вынуждены перенаправлять грузы с Запада на Восток, что привело к еще большим трудностям на железной дороге, где и так ранее не хватало свободных мощностей. «Грузовые перевозки — очень сложная в прошлом году тема, практически индивидуальная логистика. Мы плановое предприятие, но в прошлом году пришлось перестраивать все процессы, поскольку с Запада огромное количество предприятий — более 700 предприятий — поехало на Восток. И это дало возможность сохранить производство и работу людям», — заявил гендиректор РЖД Олег Белозеров на встрече с президентом Владимиром Путиным в понедельник, 6 февраля. По его словам, впервые в истории железных дорог объем перевозки на Восток (80 млн т) превысил объем перевозки на Запад (76 млн т).


Глава Кузбасса пожаловался на застрявшие в регионе 12 тыс. вагонов угля

БизнесФото:Александр Кряжев / РИА Новости

В условиях наличия на железных дорогах таких «лимитирующих направлений» грузоотправители нередко завышают имеющуюся у них грузовую базу, создавая для себя некий резерв, который впоследствии не используется либо используется не в полном объеме, говорит представитель РЖД. К примеру, в 2022 году в компанию поступило заявок на перевозку угля в четыре раза больше, чем его добывается в России. Из-за этого распределение пропускных и перерабатывающих возможностей железнодорожной инфраструктуры осуществляется на основе недостоверной информации. Это существенно осложняет работу и ущемляет интересы добросовестных грузоотправителей, которые планируют отгрузку, не завышая грузовую базу, говорит представитель РЖД, отмечая, что законопроект предлагает увеличить штрафы как для грузоотправителей, так и для перевозчика. По его мнению, повышение штрафов будет создавать мотивацию для сторон к рациональному использованию ресурсов общей инфраструктуры железнодорожного транспорта.

Что говорят грузовладельцы и перевозчики

Законопроект затрагивает важный момент — архаичность отраслевого законодательства в разрезе ответственности участников перевозочного процесса на различных этапах, начиная с приема груза к перевозке, отмечает источник в крупном железнодорожном операторе. Отсутствие нормативных сроков приема груза к перевозке и ответственности перевозчика позволяет РЖД маскировать проблему нехватки магистральных локомотивов и отстающей «расшивки узких мест», в первую очередь в направлении Дальнего Востока, утверждает он. «Такая неопределенность вынуждает грузоотправителей заявлять объемы на два и более направлений — в надежде, что хоть куда-то РЖД согласуют заявку», — отмечает источник.

Прямое повышение штрафа не позволит повысить дисциплину и технологичность перевозочного процесса, считает представитель крупного железнодорожного оператора «Нефтетранссервис». По его мнению, «повышение штрафа создает предпосылки к возможному возникновению рисков злоупотреблений монополистом, так как процесс принятия груза к перевозке в настоящее время не регламентирован по времени».

Собеседник в крупной промышленной компании соглашается, что в устав железнодорожного транспорта нужно добавить положение об ответственности перевозчика в случае необоснованного отказа от принятия вагонов к перевозке. Сейчас практика такова, что штрафы применяются, как правило, только в отношении грузоотправителей, а не железнодорожных операторов, указывает он. 

Увеличение штрафа для грузоотправителей и операторов (РЖД) в сложившейся ситуации может привести к тому, что грузоотправители будут подавать еще больше заявок, которые РЖД будут отклонять, пессимистичен гендиректор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров. «Не принимая заявку, по которой есть риск недоставки груза в срок, или требуя от контрагента подписать соглашение о продлении сроков доставки, РЖД снижают риски штрафных санкций для себя», — объясняет он, называя ситуацию «заколдованным кругом».

Кнопка «Наверх»