Предпринимательство

Стремление к тотальному контролю: польза или вред для предпринимателя?

Содержание статьи:

Сущность и содержание контроля

Контроль в предпринимательской деятельности выступает сложным, многоаспектным понятием. В общем виде представляет собой процесс измерения расхождений между запланированными и реально складывающимися результатами работы для получения информации в целях реализации корректирующих мероприятий.

Другими словами, предприниматель наблюдает за процессом работы с тем, чтобы осуществить меры регулирующего воздействия и привести процесс к запланированным параметрам в случае. Предприниматель может остановить рабочий процесс и начать планирование деятельности заново в случае изменившихся условий во внешней среде, которые диктуют новые условия реализации проекта. В любом случае контроль рабочего процесса нужен. Он является важным этапом деятельности по управлению организацией и рабочим коллективом.

Особенности тотального контроля

Проблемы в жизни предпринимателя и возглавляемого им коллектива начинаются тогда, когда контроль приобретает черты тотального вмешательства во всё, даже в самые незначительные фазы рабочего процесса.

Контроль, наряду с планированием, организацией, мотивацией и координацией, является важнейшей функцией менеджмента. Однако эффективным контроль становится только будучи включенным в перечисленную последовательность функций управления, которые реализует предприниматель. Наука управления и обычная логика рекомендуют нам вначале спланировать мероприятия, затем организовать их. На следующем этапе мы мотивируем персонал, принимающий участие в данном проекте, координируем его деятельность и только на завершающем этапе контролируем его работу.

Широко распространилась практика, при которой эта последовательность нарушается. Предприниматель начинает проект именно с контроля. По сути, действуя подобным образом, руководитель ставит ситуацию, что называется с ног на голову. Говорить о полноценной и эффективной управленческой работе можно с большой натяжкой.

Нарушая последовательность управленческих этапов и чрезмерно сосредотачиваясь на контроле, предприниматель загоняет себя в порочный круг. Ведь на начальных этапах у него еще нет четких параметров, которые нужно контролировать. Он их просто не успел сформулировать, поскольку функция планирования не отработана. Предприниматель не имеет промежуточных результатов реализации проекта, так как деятельность персонала не организована. Подчиненные, не вовлеченные в процесс, сразу же получают порцию демотивации. Предприниматель, как правило, начинает припоминать им предыдущие ошибки и упущения в работе. Интуитивно понимая слабость своей позиции, компенсирует отсутствие конкретики излишней эмоциональностью.

В результате эффект получается далеким от ожидаемого: люди уже в начале проекта подавлены и демотивированы, предприниматель раздражен и не чувствует вовлеченности персонала. Проект еще до начала фактической работы имеет все шансы быть нереализованным или финализируется с большими усилиями. Всё это результат приверженности руководителя к тотальному контролю.

Плохо обстоят дела и в ситуации, когда предприниматель, являющийся сторонником тотального контроля, вмешивается во все детали и незначительные элементы рабочего процесса. В этом случае мы вновь получаем демотивированный персонал, которому не хватает свободы для проявления инициативы. Эмоционально подавленные и безынициативные сотрудники не вовлечены в рабочий процесс. Излишняя опека и необходимость контролировать всех и всё в процессе 24/7 физически выматывает самого предпринимателя, приводя его к состоянию преждевременного эмоционального выгорания.

Как сказывается тотальный контроль на жизни предпринимателя

Сторонники тотального контроля за рабочим процессом могут возразить нам, что методы, побуждающие персонал добросовестно работать, позволили существенно повысить эффективность функционирования организации.

Какие это методы:

  • прослушка служебных телефонных разговоров сотрудников;
  • слежка за монитором рабочего компьютера с удаленного доступа;
  • контроль паролей электронной почты;
  • видеонаблюдение за рабочим местом и помещением;
  • электронные системы контроля входа-выхода в офис.

Услышав подобную аргументацию, мы можем частично с ней согласится, но только частично. Поскольку все подобные мероприятия приводят к стрессу персонала.

В краткосрочной перспективе эксплуатировать стресс очень выгодно. Это приводит к существенному росту показателей как личной, так и коллективной эффективности. Однако человек привыкает ко всему, в том числе и к стрессу. Те сотрудники, которые не сбежали от авторитарного руководителя, либо находят способы обойти тщательно реализованные меры контроля, либо впадают в состояние дистресса, продолжительность и негативные последствия которого превышают всю выгоду, получаемую на первоначальных этапах.

Ситуативный контроль вместо тотального

Контроль должен быть ситуативным. В жизненном цикле каждой организации бывают этапы, когда контроль должен быть близким к тотальному. На этапе старта важного проекта, в ситуациях форс-мажора надзор за рабочим процессом и коллективом оправдан. Это даже будет с пониманием встречено персоналом, который положительно оценивает вовлеченность и ответственность руководителя.

В спокойном, плановом режиме функционирования организации необходимость в тотальном контроле отпадает с точки зрения как экономической, так и эмоциональной целесообразности. Нужно дать своим подчиненным больше свободы, которая в итоге окупится большей их вовлеченностью и лояльностью.

Кнопка «Наверх»