Бизнес идеи

Технологии на службе образования: вузы и школы оценили плюсы онлайна

Пандемия COVID-19 стала сложным испытанием для людей и экономики, но в то же время дала мощный толчок развитию цифровых технологий и онлайн-форматов в самых разных направлениях – от торговли до образования и консультационных услуг. Всех сфер, которые расширили свои возможности, благодаря выходу в онлайн, и не перечислить. И все же наибольшее влияние развитие онлайн-форм оказало на образование, изменив не только технологии, но и сам подход к обучению. «МК» поговорил с экспертами в сфере высшего и школьного образования, чтобы выяснить особенности дистанционных форм обучения для студентов и школьников и потенциал их влияния на рост экономики.

Как сформировать новое поколение работников для цифровой экономики


«Современные информационные технологии стирают расстояния»

Развитие дистанционных форматов обучения уже много лет является одним из приоритетов для провайдеров образования, однако многим обучающимся оценить все достоинства онлайн-обучения помогла именно «принудительная цифровизация». Об этом «МК» рассказала профессор, доктор экономических наук, заместитель декана по дополнительному образованию экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Ольга Молчанова.

  – Современные информационные технологии позволяют онлайн-обучению максимально приблизиться к очным коммуникациям по эффективности образовательных взаимодействий, но, в отличие от последних, они «стирают» расстояние, а значит, образование в самых престижных школах или вузах может быть доступно жителям различных регионов.

 Это способствует быстрому распространению новых знаний, которые в современном обществе по праву рассматриваются в качестве ключевого экономического ресурса. Кроме того, онлайн-образование позволяет персонифицировать процесс обучения: поскольку образовательные сайты доступны в режиме 365/24; можно самостоятельно выбирать не только комфортный темп обучения, но и глубину проработки тех или иных тем.  

Современные интернет-технологии позволили настолько улучшить качество взаимодействия с преподавателем, что, например, вебинары практически не уступают очным семинарам (конечно, при должном уровне владения преподавателем этими технологиями). При этом слушатели могут сэкономить немало времени и ресурсов, которые раньше бы затратили на дорогу и личное присутствие.

По мнению профессора, наиболее ярко преимущества онлайн-образования проявляются в области дополнительного высшего или послевузовского бизнес-образования (программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации, дополнительные курсы и программы в области менеджмента и экономики).

– Важно отметить, что благодаря онлайн-образованию у людей появляется возможность непрерывно получать новые знания и повышать свою профессиональную квалификацию. Так, с помощью новейших информационных и коммуникационных технологий мы формируем новое поколение работников для цифровой экономики, – отметила Ольга Молчанова.

«Возможности цифрового высшего образования – безграничны»

Директор по онлайн-обучению НИУ ВШЭ Юлия Ремезова отмечает, что цифровые вызовы эпохи COVID-19 заставили образовательную систему пересмотреть институциональные подходы. Треть регистраций на ведущих мировых платформах онлайн-образования пришлось именно на 2020 год: 180 млн пользователей слушали открытые курсы и изучали программы, представленные 950 университетами.

– Успех первой в истории ВШЭ онлайн-сессии для 33 тысяч студентов и онлайн-приемной кампании 2020 года для более 7,5 тысячи абитуриентов показали, что в цифровом формате возможно не только обучение, но и техническое сопровождение всех организационных процессов. После объявления локдауна мы за день перевели 50 тысяч студентов 4 кампусов «Вышки» в онлайн, – рассказывает Юлия Ремезова.

Высшая школа экономики активно развивала онлайн-образование и до ковид-шока, но в результате пандемии и преподавателям, и студентам пришлось в ускоренном темпе осваивать технологии обучения в дистанционном формате и перестраивать привычные процессы. Академическому составу университетов в этом помогли соответствующие специалисты, студентам же пришлось подстраиваться самостоятельно.

– Я считаю, что один из главных вызовов в связи с расширением онлайн-образования – это поддержание его качества, – говорит Юлия Ремезова. – Речь здесь не только о контенте, это и вопросы развития системы оценивания, повышения уровня обратной связи, мониторинга прохождения образовательной траектории. Развитие онлайн-образования неразрывно связано с сервисами оценки полученных знаний и повышением уровня вовлеченности слушателей.

По словам Юлии Ремезовой, после пандемии ВШЭ продолжила расширять образовательный портфель университета с помощью дистанционных программ и в этом году осуществила прием на 16 онлайн-программ высшего образования – 4 бакалаврские и 12 магистерских. В «Вышке» учатся более 1500 онлайн-студентов. Онлайн-программы, особенно магистерского уровня, открывают доступ к дополнительному образованию и дают возможность оперативного обновления компетенций в унисон с развитием технологий.

–  Возможности «цифрового» высшего образования без привязки к кампусу по-настоящему безграничны, – подчеркивает представитель НИУ ВШЭ. – Можно учиться у ведущих отраслевых экспертов из любой точки мира, в любое удобное время, без необходимости ставить карьеру на паузу. Высшее онлайн-образование позволяет общаться с лидерами индустрий в режиме реального времени в рамках бизнес-лабораторий, семинаров, проектных вебинаров. Интерактивные практические занятия дают возможность сконцентрироваться на решении бизнес-задач от заметных игроков рынка и быстро расти в профессии, строя карьеру еще во время учебы. По мере развития онлайн-программ ВШЭ доля преподавателей, которые видят в цифровых технологиях новые возможности для повышения доступности качественного высшего образования, выросла с 30 до 70%. Сегодня мы уверены, что будущее образования лежит именно в развитии цифровых технологий.

«Вышкинцы» выходят на рынок труда с высокими зарплатными ожиданиями, которые оправдываются в подавляющем большинстве случаев. Согласно данным Центра внутреннего мониторинга НИУ ВШЭ, 83% выпускников чувствуют себя конкурентоспособными на рынке труда, столько же респондентов работают по специальности, уровень трудоустройства опрошенных на момент окончания университета – 96%. 

«Вокруг «дистанта» и онлайн-школ много мифов и страхов»

Преимущества онлайн-форматов обучения для взрослых, кажется, очевидны. Но как же школьники? Можно ли научиться учиться вне школы? Как относятся российские учителя к онлайн-формам обучения и какую роль они играют в жизни нынешних школьников, мы узнали у одного из самых прогрессивных педагогов страны, победителя конкурса «Учитель года России – 2018», учителя обществознания Математической школы г. Грозного Алихана Динаева:

– Вокруг дистанционного обучения, цифровизации и онлайн-школ очень много мифов и больших страхов. Некоторые видят в этом конец привычной системы образования и традиционной школы, считая, что следующий шаг – это чуть ли не полное закрытие школ и обучение через Интернет. Но как нет одинаковых детей, так в системе образования нет и не может быть одного-единственного метода или формы, которые бы устраивали всех и подходили всем. Это здорово, что сегодня у детей и родителей есть возможности выбора различных форм обучения – в обычной муниципальной школе, в частной школе, домашнее обучение, онлайн-школы, экстернат… И факт в том, что многим детям очень нравится учиться за компьютером, нравится учиться дома, нравится не ходить в школу, где они часто сталкиваются с травлей, невниманием учителей и прочими проблемами. Не забывайте и про то, что многие дети – интроверты, многие испытывают большие проблемы в общении или находясь в большой группе людей. Для некоторых детей такой формат обучения становится настоящим стимулом – они начинают лучше учиться, заинтересовываются новыми темами и предметами, больше читают. Одноклассники их больше не смущают, никто над ними больше не смеется.

Безусловно, у онлайн-обучения есть недостатки. Но разве их нет у учебы в обычной школе? Многие родители боятся онлайн-образования как огня еще и потому, что у них в детстве этого не было. «Мы же как-то учились без этого! Мы и без ваших приложений и программ стали профессионалами». И это, безусловно, так. Вот только мир стремительно меняется. Сотни миллионов уже работают удаленно и на фрилансе. Без новейших технологий наш мир уже невозможен. Быстро меняется и рынок труда. Кстати, знаю, что и многие учителя уходят из обычных школ и начинают работать онлайн. Почему? Потому что нет никакой бюрократии, нет начальников, нет комиссий, зато больше самостоятельности, творчества. Да и доход выше, как правило.

Вам может показаться, что я – горячий сторонник онлайн-обучения и мечтаю только о том, чтобы не видеть детей и студентов вживую. Нет, ни в коем случае. Радость живого общения не заменит ничто. К тому же воспитать детей онлайн практически невозможно. И это, пожалуй, главная проблема. Я могу подготовить детей к ЕГЭ по обществознанию онлайн, могу научить решать уравнения через Интернет. Но могу ли я воспитать в детях патриотизм, бережное отношение к природе или уважение к традициям? Сомнительно.

Для меня очевидно, что онлайн-образование – это не замена традиционному образованию. Это альтернатива для тех, кому оно по разным причинам подходит больше. Это возможность попробовать учиться иначе. А если не получится, любой ребенок всегда может вернуться в родную и любимую школу в 300 метрах от его дома. Кроме того, онлайн-обучение – это еще и полезная конкуренция для школ и учителей. Не хотите, чтобы все сбежали к репетитору из «ВК», тогда работайте лучше и эффективнее, оригинальнее и интереснее.

Онлайн-обучение, как и когда-то первые ткацкие станки, – это не то, что убьет школу и оставит учителей без работы. Это то, что может помочь части (скорее всего, очень небольшой) педагогов и детей учить и учиться в более комфортных условиях. И как ткацкие станки создали огромное количество новых рабочих мест, так и онлайн-обучение создает, по сути, новую и бурно развивающуюся отрасль экономики.

Кнопка «Наверх»