Бизнес идеи

Ученый Александр Ефремов спрогнозировал сокращение экипажей гражданских самолетов до одного пилота

Экипаж современного гражданского лайнера, в составе которого сегодня, как правило, два пилота, может быть уменьшен до одного члена экипажа. Однако для этого предстоит решить ряд сложных технических задач. Так считает заведующий кафедрой МАИ, руководитель лаборатории Научного центра мирового уровня «Сверхзвук», доктор технических наук Александр Ефремов.

Может произойти в течение двух десятилетий


Как сказал он в интервью редакции МАИ, переход к одночленному экипажу обусловлен экономией средств и снижение вероятности авиационных происшествий из-за человеческого фактора. При этом конструкторам предстоит найти ответ на главный вопрос: как оставить в кабине одного человека, не увеличив на него нагрузку, и при этом грамотно распределить все функции, которые сегодня выполняют левый и правый пилоты.

Основной путь при уменьшении членов экипажа — компьютеризация летного труда. «Сейчас мы очень интенсивно работаем над прогнозным дисплеем, который должен снизить влияние человеческого фактора, — рассказал ученый. — Он повысит точность пилотирования и значительно разгрузит лётчика, которому не придётся следить за десятком приборов».

По его словам, тестирование дисплея показало, что он позволяет повысить точность пилотирования примерно в 3-4 раза, спокойно справиться с атмосферным возмущением и совершить благополучную посадку.

Отвечая на вопрос, когда можно ожидать, что самолётом будет управлять один пилот, Александр Ефремов сказал: «Это перспектива не двух-трёх лет, а значительно более далёкий горизонт. Я думаю, где-то лет 20».

Одно из препятствий — психология. «Согласитесь ли вы сесть в самолёт с одним пилотом? А совсем без пилота? Задайте себе этот вопрос, — сказал ученый. — Тем не менее, постепенно, по мере того, как будут совершенствоваться и внедряться автоматизация и интеллектуализация бортовых систем, этот психологический барьер будет снижаться».

Кнопка «Наверх»