Бизнес идеи

Украина решила вывозить зерно через Молдавию и Румынию: пробки колоссальные

Украина не оставляет попыток возобновить «зерновую сделку» без участия России. Не только по морю, но и сухопутным путём: дорога украинского зерна по суше лежит через Молдавию и Румынию, но есть ряд серьёзных проблем. О том, насколько эффективен для Киева такой путь, «МК» узнал у экспертов.

Не по морю, так посуху

Президент Украины Зеленский сегодня заявил, что прохождение контейнеровоза Joseph Schulte под флагом Гонконга по временному коридору — это важный шаг «к восстановлению свободы судоходства в Черном море».  

Однако к «зерновой сделке» этот самоуверенный проход контейнеровоза, по сути, не имеет отношения. Судно зависло в Одессе с февраля прошлого года, не имея возможности вернуться в порт приписки из-за боевых действий. В «зерновой сделке» оно не участвовало и сейчас пытается просто вернуться домой. Сообщается, что контейнеровоз идет пустым. Поэтому его и не трогают. Но для власти Зеленского сейчас даже это — перемога. 

На самом же деле Украина сейчас прикладывает усилия для увеличения поставок зерновых по суше. Если не через Польшу, то хотя бы через более сговорчивые страны, вроде Молдавии и Румынии: сначала зерно везут на фурах до порта Констанца в одноимённом румынском городе, а дальше перегружают на корабли и транспортируют через западную часть Чёрного моря, отдалённую от России.  

По данным руководства Констанцы, за первые 7 месяцев 2023 года через порт прошло 8,1 миллионов тонн украинских зерновых.

Однако этот вариант очень затратен из-за сильной загруженности автомобильных дорог и пограничных пунктов пропуска. А ещё для вывоза зерна потребуется огромный автопарк большегрузов и много топлива.

Из-за перевозки украинской пшеницы на границах Молдавии с Украиной и Румынией начался аврал: сотни водителей вынуждены сутками жить в кабинах большегрузов, дожидаясь очереди на въезд.

Совершенно не радует перспектива зернового транзита молдавских фермеров, которые неоднократно устраивали из-за «зерновой сделки» мощные акции протеста с перекрытием дорог.  

Украинское зерно конкурирует с товарами из других стран Европы, которые тоже пользуются портом Констанца. В числе этих стран Венгрия и Сербия, не надо забывать и о внутренних производителях самой Румынии. Однако власти страны, не считаясь с проблемами, всё же приняли решение удвоить транзит зерна через Констанцу.

Логистика при сухопутном варианте в целом заметно сложнее. По мнению западных СМИ, не поможет тут и речное судоходство, которое в ближайшее время может прекратиться из-за сильной жары, обмеления рек. 

«По земле пусть зерно и везут, — считает живущий в России украинский политолог и экономист Александр Дудчак, — Нужно отрубить им возможности поставлять под видом «зерновой сделки» оружие. Пусть загружают автомобильные и железные дороги – меньше оружия будет попадать на Украину. 

Что вывозят из Украины? В основном зерно, по факту принадлежащее американским корпорациям. Поэтому они так настаивают на продлении зерновой сделки.

Сейчас есть довольно серьёзные трения между администрацией Белого дома и руководством Польши. Поляки настаивают на продолжении эмбарго на украинское зерно.Посмотрим, насколько это будет успешно».

Политолог Сергей Марков считает: «Если бы Россия полностью запретила вывоз украинского зерна, это было бы справедливым наказанием в адрес хозяев украинского режима, то есть США и Британии, главных инициаторов нечестных и нелегитимных санкций против российских удобрений.

Сейчас Зеленский просто предлагает игнорировать озабоченность России, но Россия демонстрирует что договорённость по вывозу российского зерна должна стать обязательным условием для вывоза украинского зерна».

Кнопка «Наверх»