Малый бизнес

В России резко выросли продажи виниловых пластинок

В Москве и мегаполисах в 2022 году более чем на 50% вырос спрос на виниловые пластинки

Аналитики зафиксировали рост спроса на виниловые пластинки: в 2022 году их продажи увеличились на 51%. Эксперты связывают это с возвращением моды на физические носители музыки и использованием пластинок для украшения интерьераФото: Сергей Мамонтов / РИА Новости

Спрос на виниловые пластинки в России по итогам 2022 года вырос на 51% по сравнению с предыдущим годом. Такие данные по запросу РБК представили аналитики ресурса «Чек Индекса» оператора фискальных данных «Платформа ОФД» (по данным CNews Analytics, является крупнейшим оператором фискальных данных по стране и учитывает чеки более чем на 1,1 млн с онлайн-касс). Абсолютные показатели продаж не раскрываются.

По сравнению с 2020 годом спрос на виниловые пластинки у россиян вырос еще заметнее — почти в четыре раза (на 296%), оценивают аналитики. Параллельно со спросом на виниловые пластинки растет популярность и проигрывателей, хоть и меньшими темпами. Так, число покупок таких проигрывателей в 2022 году на 3% превысило показатели 2021-го и на 102% — 2020-го (абсолютные показатели также не раскрываются).

Вырос, по данным «Чек Индекса», и средний чек на эти товары. В 2022 году на виниловые пластинки тратили в среднем 2,5 тыс. руб. — на 18% больше, чем в 2021-м, и на 36% больше, чем в 2020-м. Средний чек на покупку винилового проигрывателя по итогам прошлого года вырос на 13% и достиг 20,6 тыс. руб.

За январь—февраль 2023 года аналитики зафиксировали незначительное снижение продаж пластинок (куплено на 13% меньше, чем за аналогичный период 2022 года) и проигрывателей (на 4% меньше). Но в «Чек Индексе» называют это сезонной коррекцией и утверждают, что говорить о тренде по итогам двух месяцев нерелевантно.


Уход западных онлайн-кинотеатров вернул россиян к фильмам на DVD-дисках

Технологии и медиаФото:Александр Артеменков / ТАСС

Маркетплейс Ozon фиксирует кратный рост интереса к виниловым пластинкам на протяжении последних двух лет, утверждают в пресс-службе компании. «Штучные продажи виниловых пластинок на Ozon за январь—февраль 2023 года выросли почти на 50% к аналогичному периоду 2022 года и на 70% к 2021 году», — говорит представитель Ozon.

Основные продажи виниловых пластинок и проигрывателей сосредоточены в Москве и мегаполисах, отмечают аналитики «Чек Индекса». Больше половины пластинок приобретается в онлайн-магазинах (точная доля не приводится). Чаще всего пользователи покупают музыку популярных зарубежных исполнителей. В среднем один чек включает в себя две-три пластинки.

Эксперты «Чек Индекса» отмечают, что спрос на виниловые пластинки развивается в тренде нишевой моды на музыку на физических носителях. «Этот тренд фиксируется на протяжении нескольких лет по всему миру, наша страна не исключение, — объясняют в компании. — Считается, что виниловый звук мягче и естественнее».

Согласен с этим и глава InterMedia Евгений Сафронов. Сегмент виниловых пластинок, по его мнению, относится не столько к музыкальной индустрии, сколько к индустрии моды и стиля, выступая украшением интерьера. «Кроме того, пластинки все чаще становятся предметом собирательства, то есть относятся также к музейно-архивной индустрии, — считает он. — Слушают музыку на виниле нечасто, этот материал все же быстро изнашивается, а сами диски обесцениваются».

Рост продаж виниловых пластинок в Ozon объясняют в том числе двукратным расширением ассортимента виниловых пластинок на площадке за последние годы. Виниловые проигрыватели и пластинки привлекают меломанов по всей стране «из-за своего особенного звучания, которое сложно повторить при цифровой записи», добавляет представитель маркетплейса.

В пресс-службе маркетплейса Wildberries утверждают, что за пластинками чаще всего приходят меломаны в возрасте примерно 30–35 лет, которые приобретают винил как для собственной коллекции, так и в подарок.

Управляющая магазином «ВинилМаркет» Елена Кулакова в разговоре с РБК также подтвердила «значительный рост интереса к покупке винила». Однако этот тренд она напрямую связывает с уходом из России крупнейших звукозаписывающих компаний (речь о Sony Music, Warner Music и Universal Music) и международных музыкальных стриминговых сервисов (например, Spotify и Deezer), а также с отменой концертов. «Возможности для прослушивания новых альбомов любимых исполнителей стали ограничены», — добавляет Кулакова.


Первый за 40 лет альбом ABBA возглавил хит-парад Великобритании

Бизнес

Бьорн Ульвеус и Бенни Андерссон из шведской группы ABBA

Пластинки каких исполнителей пользуются наибольшим спросом

В магазине «ВинилМаркет» самыми продаваемыми на виниловых пластинках назвали группы Pink Floyd, Beatles, Nirvana и Depeche Mode. Из современных исполнителей спросом пользуются певицы Сиа, Дуа Липа и Билли Айлиш.

В Ozon, в свою очередь, отмечают, что наиболее популярны у россиян сейчас пластинки с рок-музыкой, поп-музыкой, джазом и сборники саундтреков. Среди российских исполнителей самые продаваемые — виниловые пластинки «Би-2» и Михаила Круга, среди зарубежных — Pink Floyd и Queen.

Среди наиболее популярных пластинок на Wildberries — cборник хитов Адриано Челентано, дебютный альбом рок-группы Linkin Park, а также коллекция альбомов группы ABBA.

Кнопка «Наверх»