Бизнес идеи

В России за год выросли производство и продажа алкоголя. Инфографика

РАР: в России за год выросли производство и продажа алкоголя

Производство алкоголя в России в 2022 году выросло относительно предыдущего года на 2,24% и превысило 1 млрд дал. Самый быстрый рост на фоне падения импорта показали настойки, джины и ром, а также игристые винаФото: Дмитрий Феоктистов / ТАСС

По итогам 2022 года объем произведенной в России алкогольной продукции вырос на 2,24% по сравнению с предыдущим годом и достиг 1,01 млрд дал, следует из данных Росалкогольрегулирования (РАР). Из них 199,5 млн дал пришлось на крепкий алкоголь, винную продукцию и слабоалкогольные напитки. Основной объем производства — примерно 811,8 млн дал — пришелся на пиво, сидр, пуаре и медовуху.

Производство водки, которая занимает 75% объема рынка крепкого алкоголя, выросло год к году на 4%, до 84 млн дал. При этом сразу несколько категорий алкогольной продукции в прошлом году росли двузначными темпами в сравнении с 2021 годом. Так, на 42% выросло производство категории, в которую входят настойки, джины и ром (ликеро-водочные изделия с содержанием спирта свыше 25% от объема готовой продукции), — до 13,9 млн дал. На 25% увеличилось производство слабоалкогольных напитков и игристых вин — до 19 млн и 16,1 млн дал соответственно. Тихие вина прибавили в производстве 10%, объем достиг 32,7 млн дал.


Две трети россиян оказались не готовы экономить на алкоголе

БизнесФото:Андрей Любимов / РБК

В России за год выросли производство и продажа алкоголя. Инфографика

Директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз отмечает, что в 2022 году наблюдалось перепроизводство продукции во всех категориях, в особенности это касалось крепкого алкоголя. «Каждый производитель надеялся, что импорт «исчезнет», и нужно было успеть заполнить рынок своей продукцией, но уже в четвертом квартале 2022 года в части секторов можно было наблюдать снижение производства — компании гармонизировали производство с запросами рынка», — объясняет Дробиз.

Производство виски, рома и джина в России растет по причине их импортозамещения, но значительного роста потребления такой продукции на рынке нет, уверен Дробиз. «В производстве виски российские производители только начинают переходить к полному циклу производства, и пройдет много лет, прежде чем значительная аудитория начнет предпочитать его зарубежному продукту», — считает эксперт.

Импорт алкоголя в 2022 году

После начала специальной военной операции на Украине антироссийские санкции затронули экспорт спиртного в Россию. Его запретили США, Австралия, а также все члены ЕС (запрет коснулся только вина дороже €300). О приостановке поставок или постепенном уходе с российского рынка объявили такие компании, как Diageo (бренды Johnnie Walker, Baileys и др.), LVMH (Hennessy, Moët & Chandon, Bacardi Limited), Pernod Ricard (Chivas Regal, Jameson, Absolut, Ararat) и Brown Forman (виски Jack Daniel's и водка Finlandia). На уровне производственных союзов от поставок в Россию отказался Союз виноделов Шампани.

В России за год выросли производство и продажа алкоголя. Инфографика

Совокупные розничные продажи алкоголя, включая пиво и пивные напитки, за 12 месяцев 2022 года выросли примерно на 1% год к году, до 1 млрд дал.

Как отметили в пресс-службе РАР, рост легальных розничных продаж, равно как и рост объемов производства, — это результат «обеления» рынка, снижения доли нелегальной продукции и отказа потребителя от ее приобретения.

Часть продукции в обороте рынка, включая импортную, продолжает находиться на складах производителей, дистрибьюторов и розницы, уточняет Дробиз. По его оценке, в прошлом году потребление спиртного демонстрировало обычные для кризисных времен тренды: росли покупки крепкого алкоголя, а продажи винодельческой продукции, напротив, снижались. Кроме того, в середине марта россияне стали запасаться алкоголем впрок, фиксировала исследовательская компания NielsenIQ.

Рост маркировки

По данным РАР, в 2022 году участникам алкогольного рынка было выдано 5,2 млрд федеральных специальных марок в сравнении с 3,8 млрд марок годом ранее. Резкий рост объясняется тем, что до второго квартала 2021 года выдачу марок производителям осуществляло Росалкогольрегулирование, а импортерам — ФТС России. Сейчас и отечественные производители, и импортеры получают марки только в РАР.

Кнопка «Наверх»