Малый бизнес

В ВШЭ назвали долю покупателей-паникеров среди россиян

Такое потребление увеличивается на фоне «стресса, депрессии, фрустрации» Опрос ВШЭ: 25% россиян склонны к шопоголизму, 10% — к паническим покупкам Около 10% россиян склонны совершать покупки на панике от новостей, 20% поддаются импульсивным желаниям купить что-то, а 25% используют шопинг как средство от тревоги и депрессии. Таковы результаты опроса НИУ ВШЭФото: Андрей Любимов / РБК

Примерно каждый десятый россиянин склонен к паническим закупкам на фоне тревожных новостей, а у каждого четвертого бывают эпизоды компульсивных покупок (когда покупка совершается ради самой покупки, а не из-за потребности в товаре; такой шопинг приносит людям удовольствие сам по себе). Таковы результаты опроса, проведенного НИУ ВШЭ. Их представил на семинаре первый проректор НИУ ВШЭ, заведующий лабораторией экономико-социологических исследований Вадим Радаев (РБК следил за трансляцией).

Опрос, посвященный эмоционально нагруженному потреблению, проводился в июне—июле 2023 года в 55 регионах в формате личного интервью. Выборка составила 6 тыс. человек.

Минпромторг объяснил «локально пустые полки» в магазинах ОбществоФото:Андрей Любимов / РБК

По словам Радаева, эмоционально нагруженное потребление, когда импульсом к покупкам служат эмоции, «существовало всегда и везде», однако его актуальность повышается в периоды внешних шоков, «когда накапливаются стресс, депрессия, фрустрация». «У нас, слава богу, с внешними шоками все нормально», — пошутил он.

Эмоционально нагруженное потребление приносит человеку моральное удовлетворение, однако ведет к материальным издержкам и может провоцировать депрессивные состояния, указал автор исследования.

Покупки на панике и для удовольствия

В исследовании выделяется три вида эмоционально нагруженного потребления.

Женщины более подвержены всем видам эмоционально нагруженного потребления, свидетельствуют результаты опроса. Так, паническое потребление характерно для 10,1% женщин и 8,5% мужчин, импульсивное — для 21,9% женщин и 18,9% мужчин, компульсивное — для 28,8% женщин и 20,8% мужчин.

Молодых людей в возрасте до 35 лет больше среди тех, кто покупает под воздействием эмоций. Так, 10,8% респондентов из этой группы покупали на панике, 30,8% — импульсивно и 36,3% — компульсивно.

В разрезе душевого дохода больше всего тех, кто склонен к паническому потреблению (11%), в группе с доходом от 25 тыс. до 37,5 тыс. руб. А вот импульсивное и компульсивное потребление чаще встречается среди людей с доходом выше 37,5 тыс. руб. — 29 и 34,4% соответственно.

Самым влиятельным фактором вовлечения в эмоциональное потребление является интернет, дающий возможность «купить в один клик». Онлайн-покупатели, а также потребители алкоголя вовлечены во все три вида эмоционально нагруженного потребления, отметил Радаев.

Также, по его словам, в паническое потребление чаще оказываются вовлечены жители малых городов и потребители новостей по любым каналам.

К импульсивному и компульсивному потреблению, согласно результатам исследования, чаще склонны молодые, не занятые на рынке труда жители средних и крупных городов с более высоким уровнем душевого дохода и выраженными признаками депрессии.

Кнопка «Наверх»