Бизнес идеиИнвестицииПредпринимательство

Власти задумались о создании государственного маркетплейса: как повлияет на конкуренцию

В России может появиться государственный маркетплейс. С предложением о его создании выступил заместитель председателя комитета Совета Федерации по экономической политике Иван Абрамов. Сенатор хочет, чтобы на государственной торговой площадке продавались только товары российского производства. Почему «сильные мира сего» заинтересовались маркетплейсами, какие цели на самом деле преследуют власти и выиграют ли от этого россияне, поспорили эксперты.

«Текущий рынок онлайн-торговли — это на 70% перекупка китайских товаров»

Появление на рынке онлайн-торговли государственного маркетплейса будет выгодно и продавцам, и потребителям. Покупатели будут уверены, что все товары имеют российские сертификаты, и они «прошли все проверки». Продавцам будет выгодно размещать на такой торговой площадке свои товары, поскольку с них будут там брать комиссию не «20%, а какую-то минимальную плату». Такое предложение озвучил сенатор Абрамов на круглом столе под названием «Законодательное регулирование деятельности маркетплейсов».

Мнения экспертов о том, почему вопрос о государственном маркетплейсе был поднят именно сейчас, разошлись. Одни аналитики утверждают, что власти обратили внимание на высокие доходы торговых площадок. Так, по мнению инвестиционного советника Юлии Кузнецовой, власти проанализировали прибыли маркетплейсов и  решили, что госструктурам неплохо было бы тоже стать частью активно развивающегося направления. «Я бы даже отметила не просто государство, а, возможно, некоторые лица под видом государства», — подчеркнула эксперт, напомнив, что состояние генерального директора одного из самых популярных маркетплейсов в России Татьяны Бакальчук составляет $7,6 млрд. 

С тем, что власти проявляют интерес к маркетплейсам на фоне бурного роста данной индустрии и постепенного смещения покупательской активности с оффлайн-покупок на онлайн, согласен и аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов. По итогам 2023 года совокупный объем трат на маркетплейсах вырос в 1,5 раза в годовом выражении, а количество транзакций увеличилось на 63% по сравнению с предыдущим годом. Кроме того, по мнению эксперта, снижение комиссионных сборов с продавца по сравнению с привычными маркетплейсами также позитивно отразится на конечной цене товара для покупателя, поскольку комиссионные сборы маркетплейсов обычно закладывают в нее заранее, о чем также могут заботиться власти.

Другая группа аналитиков указывает, что предложение сенатора снизить комиссию для размещения товаров на госмаркетплейсе для отечественных производителей говорит о желании властей поддержать российский бизнес. Как напомнил глава Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов, протекционизм является частью политики любого государства, поэтому рассмотрение маркетплейса для отечественных товаров вполне возможно. 

Третья группа экспертов утверждает, что госмаркетплейс может быть создан для развития других крупных проектов России. «Скорее всего, создание нового маркетплейса связано с поддержкой государственных компаний, которые могли бы принять участие в данном проекте», — предположила доцент кафедры экономической теории РЭУ им. Плеханова Екатерина Новикова. 

Разошлись мнения аналитиков и о том, как будет реализовываться данный проект. Потребуется ли властям создавать новую торговую площадку или они просто приобретут уже имеющиеся бренды? По словам эксперта по фондовому рынку компании «БКС Мир инвестиций» Евгения Миронюка, рациональнее было бы предложить существующим маркетплейсам выделять «полку» (раздел) с отечественными сертифицированными товарами, таким образом, чтобы он всегда находился на видном месте в приложении и на сайте. А алгоритм поиска по наименованиям закрепил бы топовые позиции в выдаче маркетплейса. При этом предпочтительны рыночные, а не административные способы. Ими может стать компенсация отдельных издержек или льготный налоговый режим для отечественных товаров при сотрудничестве их производителей с торговыми площадками. Для государства это было бы значительно дешевле, чем создание и продвижение нового бренда, уверен финансист.

С другой стороны, сегодня в России рынок маркетплейсов фактически разделен между несколько крупными игроками. Появление нового маркетплейса с господдержкой могло бы изменить ситуацию к лучшему и повысить конкуренцию между площадками, что всегда хорошо для потребителей. «Чем больше игроков, тем рыночней условия работы», — считает директор по работе с клиентами УК «Альфа-Капитал» Анна Гондусова. В целом идея помощи в создании комфортных условий для встречи производителя и покупателя очень разумна. Текущий рынок маркетплейсов — это на 70% перекупка китайских товаров, что не способствует развитию отечественного производителя, подчеркнула эксперт.

Кнопка «Наверх»