Содержание статьи:
Отношения коллег — обоюдоострое явление, которое влияет и на работодателя, и на сотрудников. По данным Unity, треть работников увольняется в течение 3 месяцев. Основная причина — токсичность руководителей и сложности с коллегами. Как сообщают ученые Бингемтонского университета, кандидатов чаще отбирают не из-за профессиональных навыков, а потому что команде будет с ними комфортно.
Через два года после начала пандемии коронавируса люди начали возвращаться в офисы. Возникла проблема: как теперь заново привыкать к соседям по кабинету, адаптироваться к офисному шуму и конфликтам, делить кулер и чайник. Это мы еще не говорили о токсичности, эмоциональном давлении и эйджизме — дискриминации из-за возраста.
С чего начать новом коллективе
Хотя в диджитал-сфере обстановка считается более открытой, новичкам всё равно необходимо правильно выстраивать отношения в коллективе.
Наблюдать
В каждой компании есть своя корпоративная культура, негласные правила коммуникации, собственные традиции. Не стоит сразу ломать устоявшиеся обычаи. Пока вас не знают, новые идеи наверняка воспримут в штыки. Старайтесь обращать внимание, как ведут себя коллеги в той или иной ситуации.
Лично познакомиться со всеми
Даже с коллегами из других отделов. Узнайте всех по именам. Быть навязчивым не нужно. Первый месяц достаточно шапочного знакомства, чтобы все знали вас в лицо.
Не бояться задавать вопросы, но в меру
Первое впечатление обычно самое крепкое. Если новый сотрудник покажет себя закрытым и замкнутым человеком, это сыграет в минус. В любой компании есть общие чаты. Добавляйтесь, общайтесь, участвуйте в обсуждениях.
Обедать с коллегами
Знали бы новички, сколько деловых и не только вопросов решается на ланчах. Вне офиса люди чувствуют себя расслабленно. Это шанс найти общий язык и схожие интересы.
Сразу обозначить свое место в коллективе
Офис с большой командой живет по правилам джунглей, как бы мы это не отрицали. Руководителю важно сразу продемонстрировать сильную уверенную руку. Менеджеру среднего звена — автономность и способность работать самостоятельно. Стажеру — готовность развиваться. Проектному сотруднику — готовность работать в команде. Если не показать позицию, ее вам найдут другие.
Что категорически нельзя делать
- Отказываться от помощи. Коллеги сочтут вас высокомерным, да и не всегда самостоятельно можно справиться с трудностями. Кроме того, уязвимость вызывает симпатию.
- Быть индивидуалистом. Горы сворачивают не великие люди, а команды. Бывает, что новички со старта стремятся брать на себя сверхсложные задачи, но так можно получить звание выскочки.
- Участвовать в интригах. Важно получить доверие собственных коллег. Этого можно добиться только объективностью. Так что лучше настороженно относиться к коалициям, в которые зазывают новичков. Не рекомендую ввязываться в корпоративные холивары.
- Избегать общения с руководством. Руководитель — тоже часть коллектива. Он будет «прощупывать» нового сотрудника на адекватность. Нужно делиться результатами работы с начальством и поддерживать регулярную обратную связь.
Осторожно, отравлено! Токсичные коллеги
Есть отдельная категория сотрудников, которые всегда недовольны и провоцируют конфликты. С ними тоже можно общаться без вреда для себя.
Важно помнить о том, что всегда есть выбор. Нельзя поддаваться манипуляциям. Примите тот факт, что контролировать чужие поступки вы не можете. Можете позаботиться о себе и свести общение к минимуму.
Выключите эмоции. Нервозность в общении с токсичными людьми — проявление слабости. В спорах спокойно реагируйте на выпады. Следует обозначить границы допустимого и прямо сообщить о них токсичному человеку.
Рекомендации для руководителя
Во-первых, нужно ввести правило обратной связи. Причем донести до сотрудников, что можно не только жаловаться, но и критиковать, предлагать идеи. Дайте понять, что готовы выслушать и главное реализовывать предложения.
Во-вторых, внутри компании необходимо собирать команды единомышленников. Их должно быть несколько. Эти люди не только разделяют корпоративную культуру, но и имеют общие интересы. По одиночке люди чаще умалчивают о проблемах и возможностях. Комьюнити делает работу более открытой и эффективной.
В-третьих, отслеживать, как токсичные сотрудники влияют на работу коллектива. Если они расшатывают лодку, сталкивают лбами и снижают мотивацию, то даже с профессиональным сотрудником придется пообщаться. Перед этим пообщайтесь со всеми сторонами конфликта.
Никто не требует, чтобы коллеги становились друзьями, но здоровая атмосфера — основа крепкой команды. Создавайте и поддерживайте ее!