Малый бизнес

Второй российский регион отказался от полетов на западных самолетах

На Камчатке остановили эксплуатацию чешских самолетов из-за дефицита запчастей Сюжет Война санкций На Камчатке из-за отсутствия запчастей остановили эксплуатацию чешских региональных самолетов L-410. Теперь краевым властям придется выделять больше субсидий для перевозки пассажиров на российской авиатехнике, считают экспертыСамолет L-410 авиакомпании «Камчатское авиационное предприятие» в международном аэропорту Петропавловск-Камчатский Елизово

В Камчатском крае с 1 сентября остановлены полеты на чешских самолетах L-410 (рассчитаны на 17–19 мест) из-за нехватки запчастей. Об этом РБК сообщили в пресс-службе местного правительства и подтвердили в пресс-службе единой дальневосточной авиакомпании «Аврора».

Теперь L-410 заменят другими типами авиатехники из парка Камчатского авиационного предприятия, уверяют в пресс-службе «Авроры». Поэтому транспортная доступность населенных пунктов края нарушена не будет. Властям Камчатки принадлежит 75% минус одна акция Камчатского авиационного предприятия, эксплуатировавшего три L-410, остальные бумаги — у «Авроры».

Камчатка стала вторым российском регионом, отказавшимся от эксплуатации западных самолетов. В начале 2023 года самолеты L-410 прекратила использовать компания «Комиавиатранс» из Республики Коми — из-за санкций и дефицита запчастей. По данным Росавиации, сейчас в России остается семь коммерческих операторов самолетов L-410 — «Сибирская легкая авиация», «Хабаровские авиалинии», 2-й Архангельский объединенный авиаотряд, «Полярные авиалинии», «Газпром авиа», «Аэросервис» и «КрасАвиа». В общей сложности в их авиапарках находится 28 таких машин. Еще четыре самолета есть в распоряжении Ульяновского института гражданской авиации, они используются для обучения курсантов.

РБК направил запросы в пресс-службы Минвостокразвития, Минтранса, Росавиации и семи авиакомпаний, продолжающих выполнять рейсы на L-410.

Почему остановили полеты на L-410

Три новых L-410 производства чешского завода Aircraft Industries, приобретенные на средства федерального и регионального бюджетов, поступили на Камчатку в 2010–2011 годах. До сих пор они были самыми «молодыми» самолетами в парке местного авиапредприятия, продолжающего эксплуатировать советские Ан-26, Ан-28, Як-40, а также вертолеты семейства Ми-8. Летом 2023 года L-410 летали в пять труднодоступных и малонаселенных пунктов Камчатского края — Никольское, Озерная, Соболево, Тигиль и Усть-Хайрюзово (суммарно в них проживают около 6 тыс. человек). Из-за отсутствия железной дороги и неразветвленной сети автодорог власти Камчатки делали ставку на авиатранспорт для перевозки пассажиров. В 2023 году на местные рейсы было выделено более 1 млрд руб. из краевого бюджета.

Глава Камчатки оценил траты на авиарейсы из-за отсутствия железной дороги ОбществоФото:Александр Петров / ТАСС

Остановка эксплуатации L-410 на Камчатке связана с «окончанием ресурсов» (их нельзя больше эксплуатировать по регламенту) некоторых узлов и агрегатов, объясняет представитель камчатских властей, не уточняя деталей: «К этой ситуации привели сложности с поставками по параллельному импорту». Безусловно, использование альтернативных каналов поставок приводит к существенному усложнению логистических цепочек, увеличению сроков выполнения заказов и повышению стоимости импортируемой продукции, соглашается представитель Минпромторга. «Однако говорить о невозможности ввоза необходимого оборудования, запчастей и агрегатов не приходится», — добавляет он.

Все Старейшие компании региона в сфере розничной торговлиЖСК-721 ЖСК-721  Дата регистрации 26.05.1971КООПЕРАТИВ «РОСТОК» КООПЕРАТИВ «РОСТОК»  Дата регистрации 24.03.1988ПК «ЭТЮД» ПК «ЭТЮД»  Дата регистрации 12.01.1989«ПК "ПАТЕНТ"» «ПК "ПАТЕНТ"»  Дата регистрации 06.04.1989

После начала специальной военной операции России на Украине против российской авиаотрасли были объявлены международные санкции. Из-за этого Aircraft Industries проинформировал российских перевозчиков о невозможности исполнения обязательств, связанных с поддержанием летной годности самолетов L-410, поставками комплектующих и предоставлением услуг по ремонту. «Прекратили взаимодействие и организации, обеспечивающие техническую поддержку основных компонентов самолета — двигателей и воздушных винтов. Отсутствует возможность ремонта импортных комплектующих», — отмечалось в протоколе по итогам конференции по вопросу сохранения самолетов L-410 в рабочем состоянии, которую еще в августе прошлого года провели российские операторы этого типа авиатехники.

Сейчас логистические издержки и цены на запчасти значительно выросли, и это затрудняет техническое обслуживание L-410, говорит преcc-секретарь «Авроры» Артур Ди. По его словам, эксплуатация чешских самолетов на Камчатке приостановлена до разрешения вопроса поставки запчастей. Правительство края прилагает все усилия, чтобы Уральский завод гражданской авиации (УЗГА) все-таки решил вопросы поддержания летной годности L-410, поскольку он является держателем сертификата разработчика таких самолетов, говорит представитель краевых властей. «Мы думаем, что вопрос будет решен в ближайшее время. Срок восстановления перелетов зависит от решения этих вопросов», — добавил он.

Предприятиями авиационной промышленности предприняты «исчерпывающие мероприятия, направленные на организацию снабжения эксплуатантов авиационно-техническим оборудованием, запасными частями и агрегатами для самолетов Л-410», утверждают в пресс-службе Минпромторга. «Те эксплуатанты, которые заключили договоры на поставку соответствующих изделий, получают запрошенные позиции в полном объеме», — считают там.

В УЗГА утверждают, что еще в начале 2023 года направили российским эксплуатантам предложения по поставке запчастей для L-410 как российской, так и чешской сборки. При этом Камчатское авиационное предприятие не размещало заказ на комплектующие, отметила представитель этого завода Алена Ачкасова. «Мы неоднократно направляли УЗГА письма с описанием сложностей с запчастями и комплектующих для L-410, но конструктивного ответа от завода до сих пор нет», — парирует гендиректор Камчатского авиационного предприятия Алексей Храбров.

Чем можно заменить западную технику

Сейчас L-410 на Камчатке можно заменить другими самолетами, а также вертолетами, говорит представитель краевых властей. Но, по словам главного эксперта центра экономики транспорта ВШЭ Федора Борисова, перевозка пассажира на вертолете Ми-8 в среднем примерно в 1,3–1,5 раза дороже, чем на L-410. Поэтому будет ли сокращаться пассажиропоток на линиях, где летали чешские самолеты, зависит в первую очередь от возможностей региональных бюджетов, считает он. В пресс-службе администрации Камчатки не ответили на вопрос о готовности увеличить субсидии на авиаперевозки.

В начале августа губернатор Камчатки Владимир Солодов говорил в интервью РБК, что не видит рисков с эксплуатацией авиатехники в крае на фоне санкций «в краткосрочной перспективе». «Но за этим горизонтом, конечно, проблемы есть, и мы очень ждем российскую авиационную технику, которая разрабатывается: «Байкал», другие самолеты», — сказал он.

Российские компании сократили рейсы на чешских самолетах БизнесВ допандемийном 2019 году на самолетах L-410 в России авиакомпании перевезли 112,5 тыс. пассажиров

Первые серийные самолеты «Байкал» (на 9–12 мест) будут выпущены в 2024 году, тогда же возможны их первые поставки, анонсировал УЗГА летом 2023 года. «Производственная программа — пять воздушных судов. Далее темпы производства будут наращиваться — 15 в 2025 году и 25 машин в год — с 2026 года», — отмечали в пресс-службе завода. УЗГА совместно с Белоруссией занимается более вместительным самолетом (на 19 мест) для региональных авиалиний. Эти воздушные суда начнут полеты в 2027–2028 годах, рассказывал в интервью РБК в июле 2023 года белорусский премьер Роман Головченко.

Эксплуатация L-410 в России будет продолжаться еще два-три года, полагает исполнительный директор отраслевого агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев. «А дальше либо регионы дадут больше денег, чтобы авиакомпании по параллельному импорту ввезли все что нужно, либо авиакомпании поставят флот к забору, понимая, что заработать на этом типе самолета невозможно», — считает он.

Кнопка «Наверх»