Чтобы куриные яйца стали доступнее для покупателя, птицеводы предлагают ограничить на них наценки в торговых сетях. Сегодня они составляют в среднем 20%. Росптицесоюз уже направил в Федеральную антимонопольную службу соответствующее письмо.
За последний год куриные яйца побили все рекорды подорожания среди социально значимых продуктов. По данным Росстата, они дали прибавку в цене в 37,3% А ценовой пик был зафиксирован в декабре 2023-го: 132 рубля за десяток. Официально небывалое подорожание объяснялось эпидемией куриного гриппа, из-за которого птицеводы были вынуждены уничтожать поголовье сотнями тысяч штук. Правительство в конце 2023 года даже открыло беспошлинный ввоз в Россию импортного яйца.
Усилия правительства не прошли даром: с начала нынешнего года куриные яйца неуклонно дешевеют. Но если в 2023 году они подорожали сразу на 60 %, то в 2024 году они сбавляют в цене по 1-2 % в месяц. Например, за неделю с 13 по 19 августа яйца подешевели на 0,1%. В общем, в час по чайной ложке. Не приходится удивляться, что в июле 2024 года десяток куриных яиц в среднем стоил 107 рублей, а ровно за год до этого — менее 70…
Действительно ли во всем виноваты торговые наценки? Они действительно высокие: за 7 месяцев составляют в среднем более 20%, а в июле были и вовсе 26%. Росптицесоюз просит ФАС ограничить наценку десятью процентами, а антимонопольщики уже изъявили желание сократить их до 5%. Чего уж там мелочиться!
Кроме того, производители жалуются на то обстоятельство, что торговые сети с большим скрипом заключают с ними долгосрочные контракты – на объемы поставок, сроки и цены. Такие договоры, на несколько месяцев вперед, необходимы предприятиям для развития — чтобы видеть, так сказать, перспективу. Но обычно все завершается краткосрочными тендерными контрактами на 2 недели.
В торговых сетях, со своей стороны, удивляются: почему вопрос с ценами и наценками на куриные яйца поднят именно сейчас? Летом идет спад потребления яиц, россияне переключаются на арбузы, дыни, овощи и фрукты, в том числе со своих огородов.
— На птицефабриках идет замена старых несушек на новых, оттуда по этой причине нам поступают меньшие объемы товара, — сообщает заместитель исполнительного директора Российской ассоциации экспертов рынка ритейла Шамиль Магомедов. – Однако на цены это никак не влияет.
— В недостаточных темпах снижения цены Росптицесоюз обвиняет торговые сети: дескать вы не хотите заключать долгосрочные контракты с производителями.
— Мы заключаем. Но сложность в том, что сети ориентируются на дешевое куриное яйцо, чтобы оно было по карману покупателям. Дешевое поставляют те компании, у которых излишки товара и их они продают под брендом «первая цена». Вот они самые дешевые и, как правило, закупаются у разных производителей, у которых перепроизводство. Если работать с одним поставщиком, то дешевого товара в торговле никогда не будет.
— Еще производители просят отменить сетям бонусы, то есть, премиальные, за реализацию куриного яйца.
— Эта история вообще непонятная. Мы берем бонусы за реализацию некоторых топовых марок продуктов, если совместно с производителем раскручиваем товар для продвижения его на рынке. Но куриные яйца – социально значимые продукты, тем более, если они идут под маркой «первой цены». Там никаких бонусов быть не может.
В ритейле заверяют, что наценки на яйца «первой цены» составляют около 6 %, хотя им разрешается делать такую «маржу» в пределах от 10 до 15 %. И говорят, что нынешняя средняя цена (110 рублей) за десяток с небольшими отклонениями продержится примерно до конца года. А подорожания не избежать уже в 2025 году, перед Пасхой. «Оно начнется за три месяца до начала Великого Поста. Вот, когда нужно следить за ценами от производителей, чтобы у них не было ценового сговора», — говорит наш собеседник.
Между тем, в ассоциации производителей «Руспродсоюз» утверждают, что средняя торговая наценка на яйцо в июле 2024 года превысила 40 %. Оптовые цены находились на уровне 75,3 рубля за 10 штук, а розничные превышали 106,9 рубля.
Исполнительный директор ассоциации Дмитрий Востриков считает, что для стабилизации цен на яйца птицеводы должны понимать, что их бизнес не будет убыточным.
— В ситуации я яйцом все будет зависеть в том числе от готовности сетей к заключению долгосрочных контрактов с производителями, — говорит он. – На данный момент цены на яйца продолжают снижаться и составляют в среднем 105 рублей за десяток против 133,2 рублей в начале нынешнего года. Наши участники переходят на долгосрочные договора между производителями и торговыми сетями. Самое сложное договориться о цене, комфортной для сторон или прийти к формуле, по которой цена должна корректироваться, исходя из растущей себестоимости.
В общем, производители кивают на торговцев, а те — на производителей. Ситуация стандартная, и к интересам покупатели она, увы, не имеет никакого отношения.