Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предложила сохранить запрет на экспорт бензина до конца августа. Связано это с продолжающимся ростом биржевых цен на топливо, которые достигли рекордных значений за 2024 год. Опрошенные «МК» эксперты считают инициативу единственно правильной в условиях, когда не все нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) работают на полную мощность и, кроме того, на ситуации сказываются сезонные факторы.
Напомним, из-за атак беспилотников на крупнейшие российские НПЗ и, соответственно, сокращения выпуска бензина, правительство ввело запрет на экспорт с марта по август. Это позволило избежать дефицита на топливном рынке. После восстановления прежних объемов нефтепереработки власти решили смягчить эмбарго. В первый раз вывоз бензина за рубеж был разрешен с 20 мая по конец июня, затем – до конца июля (такое право остается и на август). При этом, что интересно, за первую треть июля среднесуточные объемы экспорта сократились вдвое относительно среднего уровня июля 2023 года.
«Ограничение на экспорт топлива позволит насытить внутренний рынок в период повышенного спроса, связанного, в том числе, с полевыми работами и плановым ремонтом НПЗ, а также обеспечить ценовую стабильность и доступность топлива для всех категорий потребителей», — заявили в ФАС. Инициатива ведомства прозвучала на фоне продолжающегося роста биржевых цен на бензин. В четверг, 11 июля, АИ-92 и АИ-95 подорожали на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже соответственно на 0,7% и 1,3%, до 56,06 тысяч и 68,85 тысяч рублей за тонну. Мы спросили экономистов, насколько оправдано предложение ФАС, почему заводам не удается нарастить выпуск, и как будут развиваться события дальше.
Никита Масленников, ведущий эксперт Центра политических технологий:
«Несмотря на заявления нефтекомпаний об окончании ремонтных работ на ряде НПЗ, цены активно подрастают. И здесь очень велика роль классического сезонного фактора. Во-первых, расширяется внутренний туризм, чего не скажешь о выездном: сегодня люди переключились на путешествия на автомобилях по Российской Федерации. Отсюда и рост потребительского спроса на бензин, удовлетворить который НПЗ не в состоянии: они только-только начинают форсировать выпуск. Во-вторых, в конце июля, в августе в каких-то регионах начнется уборочная. Соответственно, аграриям понадобятся не только горюче-смазочные материалы и мазуты, но и бензин. Это существенный риск, и его тоже надо учитывать регуляторам. Поставки надо будет наращивать, но за счет чего — непонятно: мощностей не хватает, несмотря на завершившиеся плановые ремонты.
В-третьих, нельзя недооценивать последствия ударов беспилотников по НПЗ и нефтехранилищам, хотя точный размер ущерба нам неизвестен. Тут основным узким местом является транспортный вопрос: быстро перекидывать объемы нефтепродуктов из одного региона в другой не получается, и это в итоге тоже влияет на цены. Наконец, спрос всегда растет в аномально жаркую погоду. При нынешних сверхвысоких дневных температурах в машине без кондиционера не поездишь — даже за город. А кондиционер работает от бензина, потребляя его все больше.
Александр Шнейдерман, руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс»:
«Резкий рост биржевых цен на данный момент обусловлен, в том числе, сезонным увеличением спроса на топливо. Однако, поскольку НПЗ не в состоянии существенно нарастить объемы выпуска, это приводит к нехватке предложения на внутреннем рынке. Безусловно, продление эмбарго на экспорт до конца августа может стабилизировать цены внутри страны. Однако его действие будет зависеть от ситуации с запасами бензина. Если нефтепереработке удастся обеспечить профицит, запрет на поставки за рубеж может быть снят в течение одного-двух месяцев. Важно отметить, что экспортные цены на бензин более выгодны для производителей».
Федор Сидоров, финансовый аналитик, частный инвестор:
«События на российском рынке бензина сегодня вызывают определенную тревогу: биржевая стоимость топлива действительно достигла рекордных значений за 2024 год. Причем уже начали расти и цены на заправках, пусть и незначительно. Спрос на бензин обычно увеличивается летом, в период отпусков и поездок, что еще больше усугубляет ситуацию. Инициатива ФАС представляется вполне логичным шагом: НПЗ не могут быстро увеличить выпуск из-за нехватки оборудования и кадров, а также из-за проблем с закупкой необходимых материалов. В дальнейшем цены могут продолжать повышаться, а это чревато негативными последствиями для экономики и населения».