Запад намерен нанести очередной удар по российским финансам, Участники грядущего июньского саммита G7 готовятся ввести санкции против банков третьих стран, которые используют российский аналог SWIFT – Систему передачи финансовых сообщений (СПФС). Как пишет Bloomberg, комплекс ограничительных мер находится пока «в стадии разработки». Соответственно, о технической стороне вопроса судить еще рано. Речь идет о принципиальном политическом решении с абсолютно непредсказуемыми последствиями.
Конкретный механизм подобной блокировки выглядит пока крайне абстрактно, давая комментаторам обильную пищу для самых разных предположений. Однако мало кто сомневается в серьезности намерений западных санкционеров, в том, что дело будет доведено до конца. Ситуация, что говорить, малоприятная для России, — от нее не отмахнешься как от назойливой мухи.
Напомним: к СПФС, детищу Центробанка, подключены 557 банков и компаний, в том числе 159 нерезидентов из 20 стран. Ею пользуются, в частности, кредитные организации наших соседей по СНГ — Белоруссии, Армении, Таджикистана и Казахстана. Поскольку функционал СПФС изначально создавался для внутреннего пользования, как страховка на случай отключения от международной SWIFT, на российской территории систему нельзя заблокировать технически. Однако вполне можно наложить вторичные санкции (или оказать давление) на банки тех юрисдикций, с которыми Москва активно торгует посредством СПФС – Китая, Турции, ОАЭ, государств СНГ.
«Блокировка СПФС – понятие в высшей степени условное. По сути, мера осуществима только путем прямого давления – в основном психологического и юридического — на финансовые и кредитные структуры стран-партнеров РФ, чтобы те отказались от ее использования, — говорит руководитель департамента продаж и клиентской поддержки «Альфа-Форекс» Александр Шнейдерман. — В противном случае организация и аффилированные лица подпадут под персональные санкции Запада. Упустить конкурентное преимущество и даже просто «попасть на карандаш» комиссии, которая вносит предложение о введении санкций, не хочется никому. Излишняя смелость может навредить бизнесу».
В то же время, по словам Шнейдермана, нет никаких технических средств для принудительного отключения банков от СПФС, за исключением откровенно незаконных хакерских методов. При этом расчеты между странами возможны и после введения ограничений — национальных платежных систем масса. Но Москве и ее партнерам потребуется время на перестройку. Из доступных альтернатив прямо сейчас — расчеты с помощью криптовалютных транзакций или использование, например, китайской системы CIPS. Это в краткосрочной перспективе. А в долгосрочной напрашивается рабочий вариант с BRICS Pay, мощного международного механизма обмена финансовой информацией (в рамках экономического объединения БРИКС), не подпавшего пока под санкции и создающего угрозу устойчивости самой SWIFT.
«Если санкции против СПФС все-таки введут, для России, ее экономики и бизнеса ,это может обернуться рядом проблем. В частности, затруднит проведение транзакций с внешними контрагентами, — отмечает финансовый аналитик и частный инвестор Федор Сидоров. — Однако не стоит забывать: есть иные способы управлениями финансовыми процессами. К ним относятся система быстрых платежей ЦБ РФ, платежные системы Китая и Индии. Кроме того, ограничения, наверняка, отпугнут не всех: для многих государств-партнеров добрые торговые отношения с Москвой слишком важны. Кроме того, расчеты со странами Европы за поставки российского сырья почти на 60% ведутся в рублях. Так что в этой ситуации больше чисто психологической составляющей, нежели подлинно серьезных рисков».
По словам финансового аналитика BitRiver Владислава Антонова, вероятность введения вторичных санкций против иностранных банков, использующих СПФС, достаточно высока. Поскольку Запад рассматривает эту систему как способ обхода уже действующих ограничений, он твердо намерен ее нейтрализовать. И тут многое зависит от позиции союзников Москвы – тех, кто продолжит использовать СПФС, несмотря на очевидную угрозу оказаться в «черном списке» и ощутимо потерять в прибыли.
На обороте внутри России ограничения вообще никак не отразятся, чего не скажешь о внешних рынках. Прежде всего, о странах Юго-Восточной Азии, где до сих пор в ходу подсанкционные карты «Мир», добавляет финансовый эксперт, автор проекта «Экономизм» Алексей Кричевский.