Малый бизнес

Какие страны затронет запрет на экспорт российского топлива

Эксперт Жарский: запрет России на экспорт топлива скажется на Грузии и Турции Временный запрет на экспорт топлива из России может создать сложности ряду стран и привести к росту мировых цен, считают эксперты. Тем, кто покупал российский дизель для роста поставок своего в ЕС, будет проще его заместитьФото: Александр Гальперин / РИА Новости

Из-за временного запрета на экспорт бензина и дизеля, который российские власти ввели 21 сентября, у Грузии, Турции и Бразилии могут возникнуть трудности с закупкой нефтепродуктов, сказал РБК управляющий партнер экспертной группы Veta Илья Жарский.

Грузии будет труднее всех заместить поставки российского топлива, продолжает ведущий эксперт Фонда национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович. За первое полугодие 2023 года эта страна импортировала 554,2 тыс. т нефтепродуктов, из них 81,1% пришлось на топливо из России. А Турции, которая за последний год резко нарастила закупки российского дизтоплива для удовлетворения нужд внутреннего рынка, чтобы собственный дизель продавать на экспорт, придется пересмотреть этот механизм и больше топлива оставлять в стране, добавляет эксперт аналитического агентства Kpler Виктор Катона.

Временный запрет не касается поставок нефтепродуктов в страны ЕАЭС (кроме России туда входят Казахстан, Белоруссия, Армения и Киргизия), а также в Абхазию и Южную Осетию.

На фоне введения этой меры цены на дизель в Европе на бирже ICE выросли на 4,5%, превысив $1 тыс. за тонну. Решение о запрете экспорта может стать одним из факторов, который приведет к дальнейшему росту стоимости дизеля на европейском рынке, считает Митрахович. Страны ЕС 15 февраля ввели эмбарго на импорт нефтепродуктов из России, но все равно зависят от общей ситуации на мировом рынке.

Почему власти запретили экспорт бензина и дизеля

Запрет был введен на фоне почти не прекращающегося в России роста оптовых цен на топливо, который начался в мае, после того как глава Минфина Антон Силуанов заявил о планах снизить вдвое компенсации нефтяным компаниям за сдерживание цен на нефтепродукты на внутреннем рынке (топливный демпфер) с 60 млрд до 30 млрд руб. в месяц. В июле президент Владимир Путин подписал соответствующие поправки в Налоговый кодекс. 12 сентября он признал, что правительство «не среагировало своевременно» на изменения на мировом рынке в связи с ростом цен на нефть. «Но это регулируемая позиция, <…> [теперь] производители и правительство договорились, как будут действовать в ближайшее время», — добавил он. Через неделю после этого вице-премьер Александр Новак анонсировал «более кардинальные меры» для сдерживания оптовых цен на топливо, под которыми подразумевался временный запрет на экспорт.

Ожидания жестких мер властей уже привели к существенному падению оптовых цен. С 15 сентября по 22 сентября на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) стоимость бензина АИ-92 упала на 20,6%, до 55,925 тыс. руб. за тонну, АИ-95 — на 22,3%, до 59,362 тыс. руб. за тонну, дизтоплива — на 16,7%, до 61,431 тыс. руб. за тонну.

Какие страны покупали российские нефтепродукты

На фоне введения странами ЕС эмбарго на импорт российских нефтепродуктов Россия начала увеличивать поставки дизеля и бензина в страны Азии, Африки и Ближнего Востока, что позволило Саудовской Аравии, ОАЭ и Турции увеличивать экспорт собственного сырья в Европу, говорят эксперты.

В январе—августе 2023 года Грузия импортировала из России 622 тыс. т топлива, а из Румынии и Азербайджана — 116 тыс. и 52 тыс. т соответственно. В условиях временного запрета на поставку российских нефтепродуктов Грузия сможет заменить их на топливо из Азербайджана, полагает Митрахович. Турции и Бразилии, которые не так зависят от поставок из России, это будет сделать проще, уверен он.

Тем не менее на мировом рынке будет практически невозможно в сжатые сроки найти замену российскому дизелю, предупреждает Бахтин. «Несмотря на то что это всего лишь временный запрет, последствия значительны. <…> Мировой системе нефтепереработки будет трудно восполнить эти утраченные российские объемы в то время, когда мировые запасы дизельного топлива и так находятся на низком уровне», — прогнозировал 21 сентября вице-президент по нефтепереработке, химии и нефтяным рынкам консалтинговой компании Wood Mackenzie Алан Гелдер. По данным аналитической компании Vortexa, в 2022 году российский морской экспорт дизеля составил 3,4% (47,2 млн т) от общего мирового спроса.

Минэнерго заявило о миллионах тонн серого экспорта бензина БизнесФото:Владимир Вяткин / РИА Новости

Основные потребители смогут найти временную замену за счет других поставщиков и большей нагрузки на собственные перерабатывающие мощности, полагает Жарский. Если Россия действительно быстро решит вопрос с регулированием внутреннего рынка, запрет будет снят, что позволит стабилизировать цены на мировом рынке, добавляет он.

Кнопка «Наверх»