Подготовленный Минтрудом проект бюджета Пенсионного фонда на ближайшую трехлетку вызывает как минимум два вопроса. Первый: удастся ли государству обеспечить такие параметры индексации страховых пенсий, которые абсолютно точно будут превышать уровень инфляции? Второй: почему в документе нет ни слова о работающих пенсионерах, почему эта социальная категория, нуждающаяся в поддержке не меньше остальных, вновь обойдена вниманием властей?
С текущим годом ситуация в целом ясна, поскольку мы имеем дело не столько с прогнозами, сколько с уже свершившимися событиями. Страховые пенсии неработающих пенсионеров с 1 января были увеличены на 8,6% (что выше индекса роста цен за 2021 год), а с 1 июня — еще дополнительно на 10%. В июне годовая инфляция замедлилась до 16,42%, сообщили в Минэкономразвития. «Мы реально сползаем в дефляционную спираль», — заявил глава ведомства Максим Решетников.
Согласно свежему проекту бюджета ПФР, в 2023 году размер индексации пенсий неработающих пенсионеров составит 6,8%; в 2024-м — 6,1; с 1 февраля 2025 года — 4,0%; с 1 апреля 2025-го — 3,6%. Среднегодовой размер страховой пенсии по старости в следующем году будет равняться 22174 рублям, в 2024-м — 23390, в 2025-м — 24 477 рублям.
Допустим, заглядывать из дня сегодняшнего в 2024-2025 годы — занятие достаточно бессмысленное. Но вот со следующим годом возникают очевидные сомнения. Пусть инфляция в последний месяц и начала замедляться. Но успеет ли она к концу года упасть с нынешних 16,5% до 6,8%, на которые будет произведена индексация? Или опять, как и в этом году, придется потом проводить дополнительные индексации?
«По прогнозу Минэкономразвития, инфляция в 2023 году составит 6,1%, а в 2024-м вернется к таргету ЦБ в 4%. И это очень похоже на правду, — рассуждает профессор Финансового университета при правительстве РФ Алексей Зубец. — Рост цен сдерживается рядом факторов, включая отсутствие единовременных денежных выплат пенсионерам и другим социальным категориям. В сентябре 2021-го пожилые россияне получили по 10 тысяч рублей, сейчас такого не предвидится, соответственно, не будет и давления на экономику, на рынок дополнительной денежной массы».
Кроме того, отмечает Зубец, спецоперация влетает государству в копеечку, соответственно, о каких-то серьезных сдвигах в благополучии граждан говорить не приходится. В отсутствие экономического роста, в вопросах социального обеспечения правительство будет придерживаться режима максимально жесткой экономии. Словом, страну ждет застой, при сохранении нынешнего, крайне вялого уровня потребительской активности. Так что инфляция точно не будет высокой.
«Что касается работающих пенсионеров, позиция властей сводится к неизменному тезису: мы помогаем только самым бедным и обездоленным, к которым эта категория не относится, — говорит Зубец. — Работающие пенсионеры в большинстве своем способны позаботиться о себе сами: это люди не старше 75 лет, имеющие дополнительные доходы. А вот те, кому 80-85, уже не могут трудиться, при всем желании. Таковы правила игры, отходить от них государство не намерено».
Основные характеристики бюджета ПФР соотносятся не с текущими трендами, а с прогнозными оценками Минэкономразвития, напоминает член Совета Конфедерации труда России Павел Кудюкин. В каждом цикле бюджетного планирования это ведомство представляет целевые ориентиры, связанные с базовыми макроэкономическими показателями, включая инфляцию. Делать прогнозы в нынешней обстановке как никогда сложно, поскольку события могут пойти по самым разным, непредсказуемым сценариям. Однако существует формально прописанный бюджетный процесс, и ему надо соответствовать.
«А вот то, что государство в очередной раз обделило работающих пенсионеров, я считаю большой социальной несправедливостью и нарушением страхового характера пенсий, — резюмирует Кудюкин. — Эти люди честно трудятся, от их зарплаты идут страховые вычеты в бюджет ПФР. По сути, их обкрадывают. Когда они уйдут на покой, им проиндексируют пенсии, но никто не компенсирует им недополученную ранее (в статусе работающих пенсионеров) индексацию».