Словосочетание “личный бренд” знакомо большинству тех, кто продвигается в соцсетях. Но все ли четко понимают о чем речь и для чего это надо?
Немного теории:
Единого верного определения, что такое личный бренд — нет. Можно встретить следующие трактовки:
- образ, который формируется у человека, если он слышит ваше имя
- то, что говорят о вас люди, если вас нет в комнате
- тот образ, который складывается о вас в профессиональном сообществе
- запоминаемость, лояльность аудитории, доверие
- стиль, имидж и популярность медийной личности
и так далее.
При всей, казалось бы, простоте определения, это тот случай, когда, “чем дальше в лес, тем толще партизаны”. Проблема в том, что личный бренд — метрика, которую надо оценивать по определенным показателям и далеко не все, кто говорят о личном бренде, понимают, как это сделать.
Например, я как-то поинтересовалась у одного маркетолога в инстаграм, вот как понять, что я стала брендом? Ответ меня порадовал: “вы это сами поймете” написал мне эксперт. Простите, что? :)) Например, моя аудитория в инстаграм несколько раз говорила мне, что у меня сильный личный бренд и что они купят у меня все, что угодно. Но я-то знаю, что до крепкого личного бренда мне довольно далеко.
Вы спросите какого тогда черта я пишу эту статью?
Ну, как минимум я уже кое-что знаю и активно тестирую новые каналы привлечения аудитории и, как следствие, способы построения личного бренда. А, значит, вы легко можете взять мой опыт и протестировать его на уровне гипотез. Итак, что надо делать?
Прочный личный бренд эксперта строится на трех аспектах:
- Профессионализме
- Репутации
- Охвате
То есть, это те направления, в которых стоит прокачиваться. Если мы говорим об экспертах, то, как правило, работа идет именно в таком порядке. Сначала мы прокачиваем навыки, нарабатываем хорошую репутацию и только потом увеличиваем охват. Тут кроется одна хитрость: увеличивать охват надо как только вы чувствуете, что вы перестали быть новичком. В противном случае, вы рискуете несколько лет нарабатывать экспертность, но категорически забыть об охвате.
Так, конечно, тоже можно. Но тогда не стоит говорить о личном бренде. Вы будете прекрасным специалистом, но без личного бренда. Это, кстати, вполне ок.
Прежде, чем что-то делать, рекомендую оценить, а нужен ли вам вообще этот самый личный бренд. Это хороший инструмент, но не цель. Если вас устраивает ваш уровень дохода, вы не планируете открывать масштабные онлайн-школы, выступать на конференциях и тщательно следить за всем, что вы выдаете в интернет, то можно не париться. Да, личный бренд помогает продавать услуги дороже и отстраиваться от конкурентов, но и усилия для этого надо приложить кратно. И лучше на старте понимать надо вам это или нет.
Если вы понимаете, что надо, то вот примерная логика действий:
- Работа над экспертностью. Сейчас недостаточно просто круто разбираться в своей теме. Будет неплохо, если вы прокачаете навыки продаж и самопрезентации, “поставите” речь, поработаете над харизмой и умением держаться перед камерой. И постоянное, беспрерывное повышение квалификации. Курсы, вышка, профпереподготовка, конференции, личные консультации у экспертов, мастермайнды, книги, подкасты — выбирайте на свой вкус и кошелек. И помните: чем выше ваш экспертный уровень, тем проще вам на следующих шагах. Например (я же уже заикнулась, что сама работаю над построением личного бренда), я сейчас получаю магистерскую степень МВА, прохожу профпереподготовку с официальным присвоением квалификации “маркетолог”, работаю куратором на курсах у топовых экспертов и так далее. Это то, что будет мощно выделять меня на уровне других экспертов (кстати, уже только эти факт позволяют мне существенно поднимать цены на консультации).
- Работа над репутацией. Идеально, если ценность ваших продуктов и услуг превосходит их цену. Начните с этого. Собирайте отзывы, работайте над тем, чтобы максимальное количество ваших клиентов были довольны работой с вами. Задавайте им (и себе) вопрос: что еще я могу улучшить? Это работа, которая ведется постоянно. И это ок. Недавно я посчитала, более 80% моих клиентов обращаются повторно. По-моему, отличный показатель, учитывая то, что из оставшихся 20% многие просто больше не занимаются продвижением (нет-нет, я тут ни при чем :))) Также не забывайте обращать внимание на то, что вы говорите и пишете. Да, все вами сказанное в дальнейшем может быть использовано против вас. Есть такая фраза — “интернет помнит все”. Ловить невроз на этом фоне и маниакально отслеживать каждое слово не надо, но и делать то, что на 100% вас дискредитирует тоже не стоит. Репутация — это то, что очень долго строится и крайне легко разрушается.
- Охват. Светитесь везде, где только можно (в рамках своей экспертности и там, где есть целевая аудитория, естественно). Выходите за рамки инстаграм, каким бы уютненьким и знакомым он вам ни казался. Другие соцсети, профильные сайты, издания, конференции, клубы, сообщества — используйте максимум площадок, чтобы заявить о себе. Самые энтузиасты могут книгу написать. Я вот уже начала, кстати говоря. Таргет и блогеры остаются здесь по умолчанию 🙂
И не забывайте о таком популярном сейчас инструменте, как распаковка личности (на самом деле, это просто отлично составленный бриф). Это то, что поможет генерировать контент буквально из ничего, транслировать свои ценности с комфортом для себя, привлекать именно ту аудиторию, которая будет с вами на одной волне и кто будет покупать у вас стабильно и много. Хорошая распаковка поможет проработать рабочую стратегию построения личного бренда — бы будете четко понимать “про что вы”, какие эмоции хотите вызывать у людей, какой создавать имидж и что с этим всем делать дальше. Это самый первый шаг к построению личного бренда, рекомендую не упускать его и обратиться к специалисту, с которым вам будет комфортно. Успехов!
Автор статьи: Харитонова Ирина, маркетолог, SMM-ментор для экспертов и самозанятых
Вам могут понравится наши статьи:
- Анализ своих расходов
- 10 правил для экономии денег
- Как успевать в разы больше, работая из дома
Подпишитесь на канал,чтобы не пропустить новые публикацииНе пропустите новыепубликации