Бизнес идеи

В мире разразился хлопковый кризис: сырье погибло и подорожало

Планета переживает хлопковый коллапс. Из-за климатических проблем в основных странах-экспортерах — Соединенных Штатах, Бразилии, Индии, Пакистане, мировые цены на это стратегическое сырье выросли на 30%, рекордную с 2011 года величину. Для России ситуация чревата подорожанием огромного ассортимента товаров, в производстве которых используется хлопок — от медицинской ваты и марли до одежды и картона.

Россиянам советуют одеваться в крапиву


В США и Бразилии, на двоих производящих половину мирового объема хлопка, экстремальные температуры и, как следствие, засуха привели к снижению урожайности почти на треть. В Америке, по данным Wall Street Journal, доля заброшенных хлопковых полей достигает 40%. Индия этим летом, помимо жары в 50°C, столкнулась с обилием дождей и нашествием насекомых-вредителей. В Бразилии из-за засухи испортилось около 200 тысяч тонн запасов хлопка. В Пакистане с середины июня не прекращаются чудовищные по силе муссонные дожди. В результате всех этих природных аномалий биржевые цены выросли до $3470 за тонну.

Россию пока спасает лишь то, что основные поставки хлопка-сырца идут из других стран — Узбекистана (50%), Китая (15%) и Таджикистана (6%). Текстиль нам продают Китай, Бангладеш, Узбекистан, Турция и Белоруссия. Ежегодно наша страна потребляет около 30 тысяч тонн хлопкового волокна, но полный цикл производства хлопковой продукции сохранился лишь на считанных предприятиях, еще советского образца.

«На территории России хлопок не растет, поскольку нет подходящих климатических условий, — говорит независимый эксперт по рынку FMCG (товары повседневного спроса) Александр Анфиногенов. — Заместить это сырье нечем, мы зависим от мировых цен по ряду позиций, соответственно, общий хлопковый кризис может в конечном итоге ударить по кошелькам потребителей в РФ. 

Ткань из хлопка является безусловным лидером по популярности, люди резонно предпочитают носить одежду из натуральных волокон — от футболок и нижнего белья до официальных костюмов. Так что текстильной отрасли придется туго, а продавцы, по классике жанра, наверняка воспользуются конъюнктурой и взвинтят цены до максимально возможных уровней. Как бы не пришлось возвращаться к бешено популярным в СССР нейлону и кримплену».

Анфиногенов видит лишь один выход: самим производить больше ткани из альтернативного, исконно российского сырья — льна, конопли и даже крапивы. Ресурсы это возобновляемые, и такая ткань, в силу своих высоких качеств, относится к премиальному сегменту. Кстати, льняная отрасль, где Россия легко могла бы быть впереди планеты всей, давно пребывает у нас в стагнации. Предприятия неконкурентоспособны в сравнении с импортными и нуждаются в господдержке, инвестициях, модернизации оборудования.

«Глобальные проблемы с хлопком начались еще в 2020 году, на фоне пандемии, локдаунов, разрыва логистических цепочек, — отмечает руководитель аналитического департамента Amarkets Артем Деев. — Сегодня они усугубляются погодными катаклизмами, которые ведут к неурожаям, дефициту сырья и росту цен. Речь не только о хлопке, но и о зерне, растительном масле, чае, кофе, бобовых, овощах. Что касается России, она большую часть хлопка-сырца (130-140 тысяч тонн в год) закупает в Узбекистане, где в этом году погода не преподносит сюрпризов. Вероятно, одежда у нас будет дорожать, но щадящими темпами».

В принципе, рассуждает Деев, Россия находится в общемировом тренде: в последние годы во всех странах одежда из натуральных тканей (хлопка, льна, шерсти) становится все более премиальной. На смену этим материалам в широком потребительском сегменте будут приходить синтетические и искусственные волокна, в производстве которых используется в основном целлюлоза. То есть, продукция лесной промышленности, а не хлопковой отрасли или животноводства.

«Рост биржевых цен на хлопок лишь незначительно отразится на стоимости конечных изделий, — считает главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман. — В структуре одежных тканей он занимает лишь 30-35%. Остальное — искусственные волокна, вискоза и прочее. Да и сама ткань — далеко не единственная и зачастую не главная составляющая цены одежды. Чисто хлопковые вещи — футболки, детская одежда, постельное белье — могут гипотетически подорожать на 10-15% максимум».  

Кнопка «Наверх»